Переход от раздельных систем образования к инклюзивным школам
Образование и сегодня находится в центре особого внимания, продолжая тенденцию, начатую в конце ХХ века. Раздаются тревожные предупреждения с разных сторон, включая экономическую сферу, правительство, образовательные учреждения, родителей и учеников. Распространилось большое беспокойство, что эффективность наших систем образования снизилась до посредственной, а значит, наши человеческие ресурсы не получают достаточного развития и не используют свои возможности в полном объеме. Среди наверняка наиболее распространенных тревог - высокая статистика исключений из учебных заведений, снижение уровня успешности по сравнению с другими промышленно развитыми странами, отсутствие всеобщей грамотности, а также упреки о нехватке профессиональной подготовки учащихся. Кроме того, увеличивается количество учеников с нарушениями физического развития, поведения, способности обучения, а также многих других, которые происходят из неполных или экономически незащищенных семей или других культурных сообществ, находящихся под угрозой исключения из существующих образовательных систем. Все больше критики раздается в адрес существующих подходов и методики, которые ранее в общем-то соответствовали потребностям учащихся и более или менее адекватно удовлетворяли ожидания общественности. В последнее время ощутимо серьезное давление на школы с требованиями введения практического опыта, взятого из сферы бизнес-деятельности, так чтобы приватизировать некоторые образовательные услуги и обеспечить учеников лучшей профессиональной подготовкой.
Начиная с 1980-х гг., в системе общего образования сформировалось мощное движение по направлению к школьной реформе и реструктуризации школы. В результате, было основано несколько инициатив, включая движения за повышение эффективности школы, улучшения школьной среды, совместное обучение, менеджмент на местном уровне, а также повышение профессионального уровня учителей. Эти начинания получили оценку как в научной, так и популярной литературе. Специальное образование с уникальной историей и организационной структурой также свидетельствует о постепенном, но неуклонном движении по направлению к выделению роли инклюзивного образования. Такие концепции, как интеграция, нормализация, включение в основной поток (в состав основной группы), наименее ограничительную среду, идея общего образования, ассоциируются с представлениями об обслуживании учащихся с особыми потребностями в местных школах в рамках унифицированной системы образования.
Вместе с тем, во многих аспектах существующие направления трансформации школ в общей и специальной системах образования могут привести к столкновению. Усилия, которые были направлены на адаптацию реформ из одной системы в другую, были разрозненными и фрагментированными, а потому не были эффективными. Во времена международной тенденции к уменьшению финансирования со стороны правительств на образование, становится заметнее конкуренция между этими двумя системами образования за доступные ресурсы, которые все больше уменьшаются. Многие приверженцы образовательных реформ призывают к пересмотру традиционных образовательных систем, предвидя изменения в философском, педагогическом, организационном и теоретическом измерениях. В самом центре движения за реструктуризацию лежит признание того, что на современном этапе восприятия отдельные системы общего и специального образования потребуют радикальной трансформации и объединения, так чтобы наши школы смогли эффективно удовлетворять потребности всех учащихся. Однако, хотя многие из педагогов признают необходимость таких изменений для кардинального совершенствования образования, бросается в глаза несогласованность взглядов на наиболее эффективные пути достижения этой цели. Процессы, которые будут происходить в следующие несколько лет в контексте реформирования образования, несомненно, будут определять в ближайшее время, «какой именно» будет надлежащее образование и будет ли оно подходящим для всех учащихся, но особенно для учащихся с трудностями обучения и одаренных детей.
Одним из самых явных ограничений существующих работ по реструктуризации образования является неправильное разделение основных вопросов и проблематики общего и специального образования. Сторонники реформирования общего образования сосредотачивают свои усилия на повышении стандартов, уровня подготовки будущих учителей и их ответственности, школьной организации и стратегии деятельности, но редко рассматривают до или даже вспоминают проблемы, касающиеся учеников с особыми учебными потребностями, тогда как сторонники реформирования специального образования почти исключительно рассматривают именно эти вопросы. Понятно, что современную реформу школы необходимо начинать с синхронного изучения проблем и общего, и прежде всего особого образования, если мы хотим достичь как высокого уровня качества, так и равных возможностей в наших школах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)