Методика проведения коррекционно-воспитательных занятий- общие положения
Методика проведения коррекционно-воспитательных занятий
Как показывает анализ современных подходов к организации внеклассной воспитательной работы, а также практика работы специальных образовательных учреждений, актуальным на сегодня остается выяснение особенностей организации коррекционно-воспитательного занятия, определение и конкретизация основных требований в его структуре и методике проведения. Ведь от четкой организации занятия, определения педагогом его цели, вида деятельности учащихся, последовательности работы, применения соответствующих форм, методов и средств воспитательного воздействия, - в значительной мере зависит эффективность воспитания умственно отсталого ребенка, повышение результативности коррекционного воздействия на его личность.
Одним из аспектов исследования проблемы оптимизации процесса внеклассной воспитательной работы с умственно отсталыми учениками является определение четкой методики проведения внеклассных воспитательных занятий. Исходя из понимания воспитательного занятия как содержательно-структурной единицы процесса воспитания, как отдельного звена совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на реализацию общей цели и частных целей воспитания, эта деятельность должна быть регламентирована программой воспитания и соответствующими планами (школьным, календарным, ежедневным).
Обязательными требованиями к ходу занятия стали следующие: четкое определение темы и цели, наличие методических советов к его проведению, словарной работы с объяснением новых слов, вопросов к детям по теме занятия, отдельного блока так называемых проблемных вопросов, а также подведение итогов с обязательной формулировкой нравственного правила на заключительном этапе занятия.
Каждое занятие проводится в три этапа.
Подготовительная часть (5-10 минут) предусматривает нервно-психическую подготовку учащихся. Речь идет о настройке учеников на определенный вид деятельности, приведения нервно-психической сферы в оптимальное состояние, которое позволяло бы продуктивно работать; активизацию внимания, мышления, памяти, интереса школьников к восприятию и усвоению нового материала; выяснение состояния сформированности соответствующих понятий и представлений учащихся по теме, которая изучается; актуализацию необходимых знаний. С этой целью можно применять специальные упражнения на активизацию внимания, мышления, памяти, связанные с темой занятия; дидактические игры, элементы ручного труда, пение, рисование, общеразвивающие физические упражнения и тому подобное.
Основная часть (25-30 минут) включает:
- определение темы и цели занятия;
- раскрытие темы (на примере поведения действующих лиц, рассказа, непосредственных участников события, обсуждения, участников ролевой игры, в ходе анализа специально отобранных примеров, отражающих существенные признаки понятий и т.д.);
- словарная работа (объяснение и выяснения с учениками незнакомых слов и выражений);
- анализ ситуации обсуждается;
- анализ поведения учащихся в аспекте темы, обсуждается;
- определение морального правила;
- текущий контроль, устранение непредвиденных препятствий;
- повторение и обобщение приобретенных знаний;
- определение вместе с учениками конкретных советов по улучшению их поведения в аспекте темы занятия.
Заключительная часть предполагает:
- итоговый контроль (оценка итогового результата, успехов учеников, течения деятельности; предложения на будущее);
- настройки школьников на смену деятельности (по состоянию труда – на отдых).
В конце занятия школьники привлекаются к совместной работе, которая имеет успокаивающе действие на возбужденных детей и выводит других из состояния заторможенности, которое может возникать от переутомления (спокойные подвижные и дидактические игры, элементы драматизации, коллективные песни, прогулка и др.).
В зависимости от формы воспитательного занятия, некоторые этапы работы можно относить к подготовительной или к основной части. Так, например, во время проведения экскурсии или сюжетно-ролевой игры с воспитанниками, - определение цели, изучение условий, планирование и подготовка условий деятельности относятся к подготовительной части занятия. При проведении беседы, урока этикета и т.д., - в основной.
При разработке методики формирования личностных качеств 4 необходимо обратить внимание на решение основных заданий воспитания, которые, собственно, заключаются в целенаправленном формировании сознания, развития чувств, в выработке навыков и привычек поведения.
Работа по формированию соответствующих личностных качеств школьников осуществляется в определенной последовательности (в соответствии с определенными задачами воспитания), в несколько этапов, продолжительность которых регулирует педагог, и направляется на:
- формирование у учащихся нравственных понятий;
- развитие способности к оценочному суждению;
- воспитание способности к эмоционально-ценностному отношению;
- формирование положительных навыков поведения.
Виды практических задач, предлагаемых учащимся на том или ином этапе работы, должны быть разными, например:
- ответы на вопросы;
- обсуждение прочитанного (сказки, стихотворения, рассказы);
- работа с картами (отбор признаков к понятию, выбор понятия из приведенного ряда и т.д.);
- анализ ситуации, анализ содержания пословицы (поговорки, басни, притчи);
- групповая дискуссия;
- моделирование типичных ситуаций;
- этическая беседа;
- ролевая игра;
- беседа по картине (рассказу, сказке);
- задача из применений проективных методик и др.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)