Условия формирования социального поведения
Педагогические условия формирования социального поведения школьников с умственной отсталостью
Одним из главных в системе воспитательных задач, которые должны решаться не только отдельными воспитательными заведениями, а и обществом в целом, на сегодня определено обеспечение условий для самореализации личности в соответствии с его способностями, общественными и собственными интересами.
Во многих директивных документах подчеркивается необходимость усовершенствования образования детей с нарушениями психофизического развития в системе заведений общественного воспитания, обеспечения их полноценной жизнедеятельностью, социальной защитой, условиями для максимальной психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.
На решение указанных задач направлены усилия специалистов в отрасли коррекционной педагогики: продолжается процесс реформирования специального образования, предлагается новая стратегия развития коррекционной педагогики. Меняются подходы к трактовке процесса реабилитации людей с проблемами здоровья, внедряются в практику идеи так называемого инклюзивного образования и тому подобное.
В специальных учебных заведениях создаются условия для всестороннего развития детей с психофизическими ограничениями, обеспечения надлежащего уровня сформированности их социальной позиции, возможности жить и радоваться в широком социальном окружении. В то же время теория и практика отечественной специальной педагогики последних лет показывает, что уровень подготовленности выпускников специальных общеобразовательных учреждений к самостоятельной жизни и труду является недостаточным.
Учитывая недостаточный уровень сформированности необходимых поведенческих навыков у воспитанников специальных учебных заведений, проблема формирования социального поведения подрастающей личности остается на сегодня чрезвычайно актуальной. Очевидно, главное внимание педагогов школ должно быть направлено на обеспечение условий, в которых реализовались бы специфические задачи воспитания данной категории детей.
Описание некоторых из них:
Соблюдение соответствия системы частичных воспитательных целей общей цели воспитания
Общей целью воспитания в период пребывания учащихся в школе является формирование личности ребенка через открытие ему мира в его целостности и разнообразии; формирование соответствующих знаний, представлений, практических умений и навыков, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в нем, адекватно реагировать на явления, события и людей; формирование комплекса личностных качеств и черт характера, что стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения; социальное развитие личности, призванное облегчить ее вхождения в социум.
Четкое определение системы частичных целей воспитательного процесса поможет проектировать соответствующую деятельность школьников на каждом возрастном этапе. Первую группу целей целесообразно направить на развитие познавательной сферы личности; вторую - на развитие эмоционально-ценностной; третью – на становление исполнительской (поведенческой) деятельности.
При этом, учебно-воспитательные и коррекционно-развивающие цели должны быть сформулированы в системе, которая однозначно определяет ожидаемое от учеников развитие на отдельных этапах обучения и воспитания, а не отождествляться с содержанием или деятельностью педагога.
Соответственно, цели воспитания должны определять ожидаемые сдвиги в развитии учащихся в результате прохождения определенного учебного курса или его части, то есть ориентировать на формирование тех способностей, которых не было раньше или развитие тех, которые нуждались в корректировке.
Создание необходимых условий для осуществления детьми положительных поступков, обеспечения формирования у них соответствующих устойчивых привычек в различных сферах деятельности, будет способствовать образованию положительных черт характера, что, в свою очередь, обусловливает соответствующий способ поведения ребенка.
Формируя положительные привычки, способствуя возникновению новых мотивов выполнения того или иного действия или поступка (когда сам процесс выполнения его становится необходимостью), мы тем самым влияем на все подструктуры психологической структуры личности, обеспечивая ее гармоничное развитие. Следовательно, формирование положительных привычек социального поведения рассматриваем как один из важных факторов коррекции нарушенных структурных компонентов особенности аномального ребенка.
Формирование привычек нравственного поведения учащихся
Усвоения соответствующих навыков еще не обеспечивает правильной поведения. Как свидетельствуют данные экспериментального исследования, школьники, которые имеют определенные навыки и умения, не всегда регулярно используют их. И основная причина заключается в том, что приобретенные знания и сформированные навыки не подкреплены привычкой.
Привычки возникают в различных видах деятельности и охватывают различные стороны поведения личности: морально-этическую, познавательную, мировоззренческую, культурно-бытовую и др. Привычными могут стать действия и поступки, определенная организация деятельности, формы действий, отношение ученика к другим людям, к обществу, проявление определенных черт характера. При этом следует подчеркнуть, что привычки поддаются сознательному управлению. В психологической литературе определяются следующие основные пути управления привычками:
- создание объективных условий, которые максимально способствовали бы формированию полезных привычек и ослаблению, сведению к минимуму вредных;
- развитие самооценки и самоконтроля личности для того, чтобы она сама, без посторонних напоминаний придерживалась положительных и преодолевала негативные привычки.
Учитывая особенности развития детей с психофизическими нарушениями, необходимо соблюдать важное методическое правило формирования полезных привычек, а именно: учет зависимости их воспитания от результата действия. Роль положительных подкреплений особенно значительна на начальных этапах формирования привычек у ребенка. Важное место в процессе формирования привычки занимают: тренировки как повторение полезных действий, которые закрепляют привычку; напоминание, которое способствует восстановлению фрагментов приобретенного ранее опыта; контроль как способ проверки правильности и эффективности сложившейся привычки; самоконтроль, который выступает как условие закрепления привычки и как соответствующий результат, характеризующий активность личности в процессе формирования привычки, в отборе полезных и устранении негативных действий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)