Целостный характер личности
Существенным требованием к содержанию воспитательной работы является необходимость учитывать целостный характер личности, которая формируется, что обусловливает необходимость одинаково интенсивного влияния на все ее стороны. Соответственно, можно выделить такие составляющие части воспитательного процесса, как:
- формирование у учеников моральных знаний, убеждений, мировоззрения;
- моральных чувств;
- позитивных черт характера и воли;
- навыков и привычек поведения.
Содержание воспитания должно предусматривать комплексный подход к ребенку с нарушениями в развитии, обеспечивая формулирование и развитие его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.
Последовательное выполнение цели целостного подхода в процессе воспитания учеников, приобретает не только общепедагогического, но и коррекционного значения, поскольку содействует коррекции свойственных им нарушений связи сознания, чувств, поведения с морально-волевой сферой.
Коррекционно-воспитательная работа в вспомогательной школе должна предусматривать не только формирование у учеников определенных черт, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они оказались в реальных действиях, поступках учеников, в ихнем поведении.
Выполнение педагогом партнерской стратегии социального взаимодействия
Важным предисловием формирования личности школьника считается выполнение педагогом-воспитателем партнерской стратегии социального взаимодействия, которая основана на принципах равенства и партнерства. Когда же в школе доминирует так называемая «Директивная педагогика», которая рассматривает воспитательное влияние по схеме «требование – восприятие - действие», поведение ученика, которое организовано с помощью авторитарных условий, не имеет позитивной мотивации. Ученик в своих поступках симулирует действия и по сути привыкает к приспособленчеству. Учет специфики процессов морального развития ребенка дает возможность избежать таких ошибок. Формируя моральное поведение школьников, педагог должен создать условия, при которых возникает естественная необходимость принимать решения самим ученикам. Привычка принимать самостоятельные решения развивает внутреннюю потребность морального поведения. Оценка поведения на основе анализа ее мотивов стимулирует школьника к обдуманным действиям. А способность размышлять, прежде, чем действовать, побуждает его к самоанализу. Такая работа личности над собой создает почву для осознанного поведения при любых жизненных обстоятельствах.
Учет своеобразного психического развития учеников на каждом возрастном этапе
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. Личностный рост происходит под влиянием окружающей среды, в процессе учебно-воспитательной работы школы, под идейным руководством воспитателей и коллектива. Педагог-воспитатель должен помнить, что в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление сознания. На развитие личности в старшем школьном возрасте существенно влияет положение ученика в школе, в семье, в системе общественных отношений. Очень важно, чтобы в этот период развития личности руководство со стороны взрослых было очень тактичным и умелым. А формы и способы воздействия на школьника старшего возраста должны быть другими по сравнению с формами влияния на предыдущих этапах развития личности.
Старшеклассники требуют разумной и тактичной помощи со стороны взрослых в процессе формирования правильного, объективного представления о себе. Поэтому необходимы как оценка со стороны педагога, доброжелательная и непредвзятая, так и критические суждения, высказанные тактично, с глубокой верой в возможности школьника, с глубоким уважением к его личности.
Коррекционно-воспитательный процесс не должен замыкаться в традиционной паре «воспитатель – воспитанник», а также в стенах школы. Его результативность во многом определяется тем, в какой степени ребенок вовлечен в общественные отношения, насколько широки его отношения с людьми; насколько успешно он входит в мир вещей и явлений окружающего мира; насколько успешно он усваивает социальный опыт, овладевает речью, предметными действиями, привычками, разными формами поведения.
Вот почему, рассматривая воспитание как главную, внутреннюю сущность образования, считаем, что оно должно обеспечить систематическое и целенаправленное влияние на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка с целью всестороннего развития его личности, подготовки
его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)