Условия усвоения социального опыта
В процессе воспитания важно обеспечить не только усвоение ребенком социального опыта, но и превращение его в собственные ценности, установки, ориентации. И чрезвычайно важным при этом является то, что момент преобразования социального опыта предполагает не просто его пассивное принятие, но и активность индивида в применении такого опыта.
Поэтому содержание воспитательной работы должно предусматривать целенаправленное влияние на поведение ребенка с целью выработки у него навыков и привычек социального поведения. Ведь усвоение учениками определенных поведенческих навыков еще не обеспечивает правильного поведения.
И основная причина заключается в том, что приобретенные знания и сформированные навыки не подкреплены привычкой. Поэтому содержанием программы предполагается направить деятельность педагога на создание условий, максимально способствующих формированию полезных привычек и ослаблению, сведению к минимуму вредных; развитие самооценки и самоконтроля ученика для того, чтобы он сам, без посторонних напоминаний придерживался положительных и преодолевал (по возможности) негативные привычки.
Создание необходимых условий для осуществления детьми положительных поступков, обеспечение формирования у них соответствующих устойчивых привычек в различных видах деятельности, будет способствовать образованию позитивных черт характера, что, в свою очередь, будет обуславливать соответствующий способ их поведения.
Как известно, важным регулятором поведения личности является ее «Я-концепция», соответствие образов «Я-реального» и «Я-идеального». Поэтому, особое внимание в программе уделяется формированию и развитию трех компонент «Я-образа» у школьников данной возрастной группы. Содержанием предусмотрено формирование у школьников представлений о себе, соответствующего отношения к себе и достижения определенного уровня самоуважения, - когнитивный компонент; формирования адекватной самооценки (приобретение подростком знаний о себе в процессе общения и деятельности), принятие себя, - эмоционально-оценочный компонент; побуждения учащихся к конкретным действиям и совершению поступков, - поведенческий компонент.
При этом мы влияем на основные структурные блоки поведения ученика:
- мотивационный блок (включает в себя умение выделить, осознать и принять цель поведения);
- операционно-регуляторный блок (умение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и по времени);
- блок контроля (умение контролировать свое поведение и вносить в него необходимые коррективы).
При разработке содержания программы мы направляли внимание на развитие трех сфер, в которых, собственно, и осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Ученик должен постоянно овладевать новыми видами деятельности, способствуя расширению своих возможностей как субъекта деятельности. Сферу общения в контексте социализации подрастающей личности рассматриваем в плане ее расширения (преумножение контактов с другими людьми) и углубления (переход от монологического общения к диалогическому, приобретение умения ориентироваться на партнера, более точное его восприятие). А развитие самосознания рассматриваем не как приобретение личностью новых черт и характеристик, а как понимание личностью себя как некоей целостности.
Ряд задач, которые должны решаться на протяжении всех лет, пребывания учащихся в школе: развитие личности ребенка; воспитание ученика, развитие учебно-познавательной деятельности; формирование знаний и представлений учащихся об окружающей среде, природе; формирования знаний о современной жизни, традиции, истории своей местности; воспитание вместе с родителями будущего семьянина; воспитание добросовестного, ответственного отношения к труду; воспитание патриота, гражданина своей Родины.
В соответствии с задачами определена такая тематику воспитательной работы.
- «Я» (развитие личности ребенка) - развитие и коррекция личности ребенка, формирование образа «Я».
Тема предусматривает формирование у учащихся знаний о своих возможностях, в том числе и физических: восприятие своей внешности, своего тела, физических качеств (сила, выносливость, ловкость и т.п.), самочувствия, собственного здоровья, формирование представления о себе, отношения к себе (соответствующего уровня самоуважения), - собственно всего того, что составляет когнитивный компонент образа «Я» подростка. Развитие данного компонента образа «Я» в значительной мере зависит от социального окружения подростка, особенностей воспитания и жизненного опыта.
Формирование адекватной самооценки школьника как результата сравнения знаний его про себя с другими; формирование у учащегося положительных характеристик образа «Я», ведет к принятию себя, формированию способов поведения, совместимых с представлениями ученика о себе, воспитанию позиции «хозяина» и поведения, расширению сферы общения и деятельности, обобщению знаний подростка о себе, приобретенных в процессе общения и деятельности. Формирование навыков и привычек культурного поведения.
- «Я и семья» (воспитание личности ребенка как члена семьи).
Воспитание будущего семьянина, члена семьи, который усваивает традиции и историю рода, положительный опыт жизни семьи. Формирование семейно-трудовой культуры, представлений об этике семейных отношений.
- «Я и школа» (воспитание личности ребенка как ученика, члена школьного коллектива) - воспитание школьника - члена детского коллектива, который изучает традиции, стиль жизни, историю школы, усваивает культуру умственного труда, речевого общения, межличностных отношений, поведения в классе, школе, обществе.
- «Я и окружающая среды» (развитие представлений об окружающей среде, природе, формирования соответственного поведения) - ознакомление учащихся с окружающим миром (природой, обществом, социально-пространственной системой), с духовной культурой окружающей среды.
- «Я и социум» (воспитание личности ребенка как члена общества) - усвоение общественного опыта, познания мира человеческих взаимоотношений.
Формирование потребности в общении, овладение основными средствами общения, повышение коммуникативного уровня учащихся, воспитание культуры общения, усвоение ими норм и правил поведения в коллективе, формирование навыков и привычек социального поведения, ответственности за собственные действия и поступки, становление самостоятельных форм деятельности.
- «Я и Родина» (воспитание личности ребенка как гражданина государства) - воспитание патриота, гражданина своей Родины, который знает и выполняет ее законы, понимает взаимную ответственность личности и общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)