Условия сотрудничества общественных организаций людей с инвалидностью
Одна из самых важных проблем, которая препятствует эффективному привлечению организаций людей с инвалидностью в процесс принятия решений, - это отсутствие сотрудничества и единства между ними. Такие объединения имеют возможности и уровень экспертных знаний, но у них, как правило, одинаковые цели. Однако вместо того, чтобы формировать и развивать партнерские отношения, поддерживая и дополняя свои действия с целью достижения общей цели, они часто конкурируют и дублируют работу, оставляя в ней существенные пробелы.
Важно руководствоваться пониманием того, что трудно, а иногда и невозможно, повлиять на процесс принятия решений, действуя самостоятельно. Даже при наличии разных точек зрения по желаемым результатам или методам воздействия, в основном, существует достаточно объединяющих позиций, доказывающих преимущества единства действий. Кроме того, органы государственной власти часто опираются на отсутствие единства в действиях общественных организаций, как на основание нецелесообразности просмотра или изменения политики так, чтобы она обеспечивала права людей с инвалидностью.
Требования времени - развитие партнерства. Партнерство - это отношения, основанные на взаимном дополнении, при котором организации, имея разную компетентность, представляя различные группы людей с инвалидностью, определяют общие цели и стремятся их достичь. Партнерство позволяет повышать потенциал организаций и приносит успех всем участникам, а главное тем, ради кого работают.
Перед началом партнерских отношений необходимо определить стратегические цели возможного партнера; какие результаты можно получить от работы; как они улучшат процесс принятия решений. Целесообразно привлекать к партнерству организации с разной степенью компетентности, навыков и опыта. Не следует преуменьшать возможности влияния малочисленных организаций, основанных недавно и работающих в отдаленных, сельских районах. Например, при подготовке решений, влияющих на реализацию прав детей с инвалидностью на образование, целесообразно сотрудничать с «Родительскими комитетами» и другими объединениями родителей и правозащитников, деятельность которых сосредоточена в сфере образования.
Для успешного партнерства необходимо иметь эффективную систему коммуникации и механизмы распространения информации, которые усиливают уровень доверия партнеров, улучшают координацию их сотрудничества. Простейшая форма коммуникации - это совместный список электронной рассылки (адресаты), который можно использовать в ежедневном информировании. Хорошо иметь общий вебсайт, на котором каждый из партнеров мог бы информировать о своей деятельности.
Сотрудничество с теми, кто принимает решения
Неотъемлемым условием эффективного влияния общественных организаций на процесс принятия решений является налаживание делового сотрудничества должностными лицами и государственными учреждениями на всех уровнях (местном, региональном и общенациональном). По такому сотрудничеству организации людей с инвалидностью могут действовать как союзники, а не как оппоненты. Ведь практика показывает, что во многих случаях именно такая позиция имеет больше преимуществ. Поэтому общественные организации должны найти аргументы убеждения органов государственной власти в том, что им выгодно сотрудничать с ними.
Самое большое преимущество общественных организаций людей с инвалидностью - их профессиональные, экспертные познания в области прав людей с инвалидностью. Хотя ответственность за формирование решений лежит на органах власти, и в большинстве случаев они не обладают такими компетентными знаниями в этой сфере как общественные объединения.
Для того, чтобы успешно привлекать людей с инвалидностью к процессам принятия решений и любой другой совместной деятельности, чрезвычайно важно соблюдать этику, правила обращения с людьми с инвалидностью. Должное поведение - это предпосылка эффективного взаимодействия с ними на протяжении всего процесса принятия решения.
Как и в случае с каждым из нас, только человек с инвалидностью должен принимать решение, что он может делать, а что не может, в чем он нуждается. Если нет уверенности, как действовать в конкретной ситуации, то необходимо просто спросить об этом человека, с которым общаетесь. Не стоит принимать решений вместо него, делать предположения, что этот человек не может участвовать в каком-либо виде деятельности или выполнять задачи, потому что он имеет инвалидность.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)