Особенности общественных организаций людей с инвалидностью
Общественные организации инвалидов осуществляют весомый вклад в развитие открытого, демократического общества путем участия в процессе принятия решений. Они могут принести в процесс принятия решений значительный и независимый опыт. Об этом говорится в рекомендациях Совета Европы государствам-членам, которые должны проводить консультирование с людьми с инвалидностью и привлекать представительные организации к разработке, осуществлению и мониторингу законодательства, политики и программ, влияющих на их участие в политической и общественной жизни. Согласно Плана действий Совета Европы в сфере инвалидности и Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью все процессы должны быть доступны для людей с инвалидностью. Необходимо создавать соответствующие механизмы для обеспечения весомого представительства лиц с инвалидностью и их организаций в соответствующих органах государственной власти и в консультативных советах. Как показывает практика, общественные организации людей с инвалидностью имеют наивысшее доверие своих членов в обнародовании проблем, представлении их интересов и привлечении к процессам разработки политики.
История развития международных общественных организаций людей с инвалидностью - это история участия самих людей в процессе принятия решений, влияющих на их жизнь. Менялись механизмы и принципы участия, но постоянной оставалась цель - способствовать улучшению жизни людей с инвалидностью. Эти организации имеют несколько общих черт.
- Они объединяют в своих рядах непосредственно людей с инвалидностью. Итак, мотивация их деятельности носит внутренний характер. Это означает, что в своей работе они руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами людей с инвалидностью и поэтому могут быть представителями этой социальной группы населения в отношениях с другими общественными институтами.
- Сам факт объединения в организации - это возможность самовыражения, самореализации людей с инвалидностью. Благодаря этому они могут аккумулировать и использовать такой уникальный ресурс, как социальная инициатива и активность. Это позволяет находить новые, современные средства постановки и решения социальных проблем.
- Общественные организации инвалидов являются единственной социальной структурой, в которой люди с инвалидностью являются их непосредственными членами, а не опосредованными, как в других структурах общества. Итак, эти организации имеют возможность получать правдивую и реальную информацию о социальном положении и потребностях этой социальной группы населения. Такая информация крайне важна для разработки предложений по совершенствованию законодательных, нормативно-правовых актов, государственных программ, подготовки инклюзивных стратегий и политик.
Цикл разработки политических решений
Под «политическим решением» следует иметь в виду законы или политику, проводимую на национальном или местном уровне.
Цикл разработки политических решений - это не всегда идеальный процесс с четко определенной последовательностью.
Те, на кого непосредственно влияют эти политические решения, могут помочь:
- определить цели политических решений;
- определить и оценить различные варианты действий и решений;
- разработать проект закона, политическое решение или услугу с точки зрения ее пользователей;
- провести мониторинг и оценку и определиться относительно необходимости внесения в них определенные изменений.
Этапы цикла разработки политических решений
- Определение целей.
Повестка дня политики формируется правительством, но она может и должна формироваться с привлечением организаций людей с инвалидностью, которые знают, что и как необходимо изменить для достижения лучших результатов.
Новые политические инициативы являются результатом влияния кампаний, проводимых организациями людей с инвалидностью, ведь именно они могут привлечь внимание к насущным проблемам, которые требуют решения.
Организации людей с инвалидностью могут:
- отстаивать права: ставить вопрос по наболевшим темам и потребностям; защищать определенную точку зрения или общие интересы группы граждан, которые еще не охвачены влиянием действующего законодательства или политическими решениями; ставить вопрос, которые требуют пересмотра и основательного решения;
- предоставлять информацию и проводить разъяснительную работу: обмениваться с органами государственной власти результатами исследований и мыслями своих членов или пользователей услуг;
- привлекать и представлять интересы членов своих организаций, воспользовавшихся услугами: устанавливать контакты с гражданами с инвалидностью, прислушиваться к их мнениям, реагировать на их предложения и предоставлять им информацию;
- предоставлять экспертные советы и консультации: специалисты, которые специализируются на определенной теме, играют ключевую роль в определении повестки дня принятия решений; их анализ и результаты исследований определяют текущие и будущие потребности;
- вводить новшества: разрабатывать новые решения и подходы, доказывать, как их можно вводить в политике;
- предоставлять услуги: играть ключевую роль в формировании политики и создании альтернативных или новых услуг для определенной группы пользователей.
Органы государственной власти могут:
- обмениваться информацией: обеспечивать все заинтересованные стороны новейшей, точной и своевременной информацией в доступном формате;
- внедрять инклюзивные процедуры: разрабатывать и соблюдать прозрачный процесс принятия решений; обеспечивать четкие, открытые и доступные процедуры привлечения;
- предоставлять ресурсы: создавать возможность организациям людей с инвалидностью активно участвовать в процессе принятия решения с помощью различных форм поддержки (например, бюджетное обеспечение или социальный заказ)
Полезные инструменты и механизмы реализации функций
Информация
- Легкий и открытый доступ к соответствующей, точной и своевременной информации о процессе формирования политики, документов и должностных лиц, которые принимают решения.
- Проведение исследования с целью лучшего понимания вопросов, которые беспокоят, и разработка предложенных решений, анализ и рекомендации.
- Использование печатной продукции в доступных форматах (постеры, открытки, вебсайты и публичные демонстрации) с информацией о политике во время проведения кампаний.
- Вебсайт с полным доступом к ключевым документам и объявлениями о общественных мероприятиях в доступных форматах.
- Составление петиций, используя такие формы, как электронная петиция или веб-форум.
- Опрос в режиме онлайн или с использованием других технических средств с целью сбора предложений и информации об интересах всех заинтересованных сторон.
Диалог
- Общественные слушания или форумы с участием заинтересованных сторон с целью выявления и интерпретации взглядов и опыта различных групп.
- Форумы граждан, встречи, беседы.
- Назначение ключевого контактного лица в органах государственной власти, которое предоставляло бы возможность общественным организациям инвалидов получать доступ к информации о текущих инициативах в сфере принятия решений.
Партнерство
- Постоянная или временная экспертная группа, которая дает советы по выбору и реализации политических решений.
- Проектирование и анализ вариантов.
Обычно у органов государственной власти уже устоявшиеся подходы к разработке проектов политических решений. Организации людей с инвалидностью в основном привлекаются к определению проблем и предоставлению предложений по их решению, сбору и предоставлению информации в поддержку своих предложений. На данном этапе ключевая роль должна отводиться нахождению возможностей для консультаций, а также проведению различных форм диалога с целью сбора информации от основных заинтересованных сторон.
Организации людей с инвалидностью могут:
- защищать права: добиваться того, чтобы потребностям и интересам заинтересованных сторон, на которых будет влиять проект решения, было уделено внимание;
- предоставлять информацию и проводить разъяснительную работу: информировать своих членов и пользователей услуг о процессе проектирования политических решений;
- предоставлять экспертные советы и консультации: осуществлять анализ и предоставлять его результаты по вопросам, которые обсуждаются; определять дополнительные приоритеты, которые должны быть включены в проект решения;
- вводить новшества: разрабатывать проекты решений, используя новые подходы; предлагать практические решения и конкретные модели, которые дают преимущества предложениям определенных групп пользователей;
- предоставлять услуги: предоставлять полную информацию в процессе проектирования политических решений с целью обеспечения должного внимания потребностям пользователей;
- обеспечивать надзорную функцию: следить за процессом проектирования решений, чтобы обеспечить его прозрачность и инклюзивность.
Органы государственной власти могут:
- предоставлять информацию: обеспечивать участников процесса своевременной и полной информацией о ходе текущих консультаций;
- внедрять инклюзивные процедуры: разрабатывать и соблюдать минимальные стандарты проведения консультаций по определению целей, правил участия, временных ограничений, контактных лиц и т.д. организовывать открытые консультационные встречи, приглашая на них все заинтересованные стороны;
- предоставлять ресурсы: определять адекватные временные рамки и средства с целью обеспечения участия общественных организаций разных уровней;
- реагировать: обеспечивать активное привлечение соответствующих лиц, которые касаются принятия решений; прислушиваться, своевременно реагировать и предоставлять обратную связь.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)