Различия между детьми с различным состоянием умственного развития
Наиболее отчетливые различия между детьми с различным состоянием умственного развития оказываются:
- в особенностях контакта, в наличии и характеристиках интереса, в адекватности и характере эмоциональных реакций;
- в особенностях ориентирования в условиях задачи и принятия решения о способе решения ее, в умениях целенаправленно действовать, в рациональности и адекватности действий;
- в уровне обобщенности мышления, в способности выделять признаки и в полноте их учета при решении практических, перцептивных или элементарных логических задач;
- в способности изменять способ действия в зависимости от изменения требований, инструкции;
- в чувствительности к помощи, в мерах ее развернутости;
- в умении удерживать задачи в сознании до конца выполнения ориентироваться на образцы;
- в критическом отношении к собственным действиям и ошибкам, в способности увидеть ошибки и больше их не повторять;
- в темпе исполнительской деятельности;
- в особенностях работоспособности;
- в соотношении активности взрослого и ребенка;
- в способности к переносу приобретенного опыта сотрудничества в аналогичную ситуацию.
Названные показатели составляют основу анализа полученных данных, основанных на оценке выделенных процессуальных характеристик деятельности и составляющих обучаемости.
Изучение обобщенности мышления предполагается во всех, включенных в методику задачах на разных уровнях мыслительной деятельности (наглядно-действенном, наглядно-образном, словесно-логическим). Выполнение задач требует обобщения существенного в различном материале, где существенные связи представлены по-разному: явные, скрытые, требуют функционирования различных умственных действий, как простых, так и сложных. Известно, что у детей с различными формами психических нарушений в той или иной степени проявляется слабость обобщения. Для изучения сохранения возможностей абстрагирования и обобщения существенного в материале разработаны простые по содержанию и способу выполнения задачи, которые дают возможность включить в процесс обследования различные категории аномальных детей. Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием самостоятельно или с минимальной помощью осуществляли необходимые обобщения, которые оказались адекватными логическим действиям, которые должны быть сформированы в этот возрастной период. Показательным для этой категории обследуемых есть ход процесса обследования. Нормальные дети охотно, с возрастающей заинтересованностью и ускорением темпа выполняют все задачи. Дети с задержкой психического развития самостоятельность обобщения обнаруживают преимущественно в несложных задачах, однако в сложных - допускают ошибки, требуют различной (стимулирующей деятельности, осознание собственных практических действий) помощи. В процессе выполнения заданий требуют поощрений, поддержки, напоминания требований, обнаруживают признаки усталости, снижение интереса и снижение работоспособности. Для детей умственно отсталых характерна несамостоятельность в осуществлении обобщений, отчетливо проявляется некритичность отношения к собственным практическим действиям. Многим из них необходима развернутая помощь в преодолении трудностей обобщения, внешний контроль собственных действий.
Глубина мышления - способность охватить сущность задачи, выделить существенный признак и использовать их как средство решения логической задачи. Эту способность проявляют почти все дошкольники с нормальным интеллектом. Часть из них может действовать поверхностно, но они способны изменить первоначальное решение после переосмысления требований задач (уже в процессе поиска правильного решения, или после ошибки). Для детей с задержкой психического развития характерна этажность действий и мышления на начальном этапе, которая является результатом недостаточного осознания логической задачи. Под влиянием организующих их познавательную деятельность действий (путем активизации мыслительных операций) со стороны экспериментатора они способны найти способ решения задачи. Умственно отсталые дошкольники часто действуют импульсивно. Под влиянием посторонних ассоциаций, непосредственных впечатлений, собственного опыта, пытаются заменить поставленную перед ними задачу знакомыми действиями с подобным материалом. Гибкость мышления проявляется в изменчивости деятельности в соответствии с изменением условий задачи. Противоположное качество - стереотипность действий, склонность к шаблонному воспроизведению ранее усвоенного. Большинство детей, которые развиваются нормально, проявляют достаточную способность актуализировать способы выполнения одного и того же задания (изменения основания классификации). У части исследуемых этой категории (при самостоятельном выполнении) оказываются признаки слабости абстрагирования и инертность - трудности переключения в способе действия, актуализации нового существенного признака и осознание его как основания для распределения. Для детей с задержкой психического развития инертность мышления является особенно характерной особенностью. Проявлением ее являются длительные паузы в процессе ориентировки в материале, частое воспроизведение предыдущих действий, трудности актуализации различных существенных признаков. Однако у этих детей это свойство мышления не является непреодолимым, под влиянием помощи со стороны взрослого они достигают положительных результатов. У умственно отсталых инертность проявляется в стереотипности действий и шаблонном воспроизведении ранее усвоенного материала, что часто выступает непреодолимым препятствием в достижении правильного результата. Устойчивость мышления - наиболее характерная особенность детей с нормальным интеллектом. Когда эти дети понимают смысл логической задачи, ее требования, они до конца выполнения удерживают их в сознании, руководствуются ими в практических действиях, осуществляют самоконтроль. Детям с задержкой психического развития свойственна недостаточная устойчивость мышления, которая проявляется в неуверенности, нерешительности, поисковом характере действий, направленных на установление способа решения мыслительной задачи. В субъективно сложных задачах у этих детей происходит потеря задачи, когда ребенок не удерживает инструкцию, условия задачи до конца задания. Потеря задачи этой категории исследуемых проявляется даже в случаях, когда ребенку сообщили существенный признак, когда он выполняет действия по образцу.
Осознанность мышления в норме и при задержке психического развития проявляется в том, что такие дети способны дать вербальный отчет о совершенных действиях, отвечая на вопрос, почему именно так нужно было действовать. Отличие между указанными категориями обследуемых заключается в полноте, точности аргументации. У детей с задержкой психического развития они бедные, слишком упрощенные, однословные, сочетаются с жестами или совсем ними заменяются. Умственно отсталые дошкольники очень редко способны объяснить свое исполнение. Как правило, эти дети такое требование экспериментатора не принимают, молчат, говорят на отвлеченную тему или отвечают: «Так надо», «Так мама научила» и т. д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)