Особенности обучаемости у детей
Изучение особенностей обучаемости у детей предполагается по следующим направлениям. Во-первых, из-за подбора в диагностическую методику задач, которые доступны детям исследуемого возраста, а их содержание, способы решения соответствуют присущим данному возрасту умственным действиям. Многочисленными исследованиями установлено, что существенным достоянием этого периода жизни ребенка является сформированность действий восприятия и действий наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. На основе активного рассматривания, ощупывания, выслушивания, пространственного комбинирования, дети младшего дошкольного возраста способны не только распознавать, идентифицировать между собой, моделировать объекты восприятия, но и в воображаемом плане, то есть на мыслительном и зрительном уровне, осуществлять перцептивный анализ, сравнение, обобщение. Это проявляется в умениях систематизировать, группировать, классифицировать предметы по внешним признакам (цвету, форме, величине, материалу, пространственным связям) и по элементарным смысловым значениям (функциональному назначению).
В названных действиях раскрывается доступный ребенку младшего дошкольного возраста уровень обобщенности мышления, который составляет ядро обучаемости и основывается на развитии и совершенствовании ведущего для данного возраста психического процесса - восприятия. В своем интегральном виде эти действия составляют внутренний компонент обучаемости ребенка, предпосылки к решению доступных его возрасту практических и логических задач, к овладению новыми знаниями, системой сенсорных эталонов, способов ориентирования и тому подобное.
В начале дошкольного возраста такие действия еще не совершенны, они только формируются, в процессе этого формирования происходит постепенный переход ребенка от практического ориентирования к перцептивному, а впоследствии - мыслительному, то есть в уме, с помощью свернутых логических действий. Именно названные действия отражают суть умственного развития детей младшего дошкольного возраста. От их сформированности зависит успешность выполнения ими диагностических задач. В связи с этим именно эти действия должны выступать предметом изучения во время диагностического обследования.
Выяснение специфических особенностей их функционирования является существенным для оценки состояния умственного развития - он носит характер отставания от средневековых норм развития здорового ребенка или нарушения, недоразвития.
Во-вторых, выявление обучаемости требует особой технологии применения методических задач:
- определенной последовательности предъявления (от простых к более сложным);
- использование различных инструкций и приемов для обязательного включения ребенка в процесс взаимодействия с взрослым;
- планомерного оказания помощи. При этом объектом оценки должны быть сложность задач и обобщений, сформированность тех или иных свойств психической деятельности (объема, произвольности восприятия, внимания, операций мышления, точности пространственных представлений), умение оперировать образцами. При таких условиях использования диагностических задач важными критериями оценки потенциальных возможностей детей являются: чувствительность ребенка к мерам помощи, степень его самостоятельности во время выполнения задания.
В-третьих, в подборе заданий предпочтение отдается тем из, выполнение которых предполагает не одномоментность, а развернутость его течения. Это связано с практическими и образными действиями, не требует речевого общения. К таким задачам относятся задачи практически-действенного типа с однообразной повторяемостью различного рода действий, что создает условия для самообразования, овладения навыком способа действия, обобщение в пределах одной задачи.
В-четвертых, важным моментом изучения обучаемости является выполнение аналогичных задач. Процедурой обследования в ситуации обучения предполагается повторное выполнение задачи при неудовлетворительном его течении на предыдущем этапе выполнения. Благодаря этому удавалось отследить изменения, которые происходят (или не происходят) в качестве решения задачи под влиянием совместной со взрослым деятельности.
Пятое, существенное значение для оценки умственного развития младших дошкольников имеет сформированность навыков взаимодействия ребенка и взрослого, осознание ребенком значения роли взрослого, ориентирование на его реакции, применение различных способов стимулирования взрослого к оценке, подсказки и тому подобное.
Именно благодаря взаимодействию взрослого и ребенка, сотрудничества их в различных видах деятельности и жизненных ситуациях развиваются и совершенствуются все составляющие обучаемости. В особенностях же контакта ребенка и взрослого, в навыках их взаимодействия между собой раскрываются как реальные, так и потенциальные возможности умственного развития ребенка. Когда ребенка поощряют, поддерживают, соответствующим образом организуют практические действия, направляют восприятие, активизируют мышление, он получает возможность осуществлять недоступные самостоятельному выполнению действия с посторонней помощью. Таким образом, удается компенсировать недостаточную самостоятельность интеллектуальной деятельности, свойственную детям этого возраста, и нивелировать негативное влияние неблагоприятных условий развития, которые усложнили нарушили его.
Предпосылками сотрудничества является положительное отношение ребенка к взрослому, признание им значимости роли последнего в акте взаимодействия и сформированность навыков общения с ним: умение слушать, ориентироваться на требования, выполнять указания, подражать действиям, реагировать на замечания, использовать приобретенные в совместной деятельности знания и опыт для решения аналогичной задачи. В нашей интерпретации особенности взаимодействия ребенка и взрослого составляют внешний компонент обучаемости.
Сформированность навыков взаимодействия раскрывается в адекватности, рациональности и продуктивности практических действий ребенка в ходе выполнения им проб-задач и объективируется в характеристиках этого процесса:
- в особенностях приема задачи;
- в обдумывании и выборе способа решения логической задачи;
- в характере труда и достаточных мерах помощи для их преодоления;
- в работоспособности, аргументации результата, а также в соотношении активности взрослого и ребенка.
Названные показатели положены в основу анализа полученных экспериментальных данных, который опирался на учет выделенных процессуальных характеристик деятельности и составляющих обучаемости, к которым относятся: обобщенность, глубина, гибкость, устойчивость, осознанность, самостоятельность мышления.
Показателями для характеристики обобщенности мышления выступали особенности осуществления перцептивных и наглядно образных действий при выполнении задач различной сложности (с точки зрения заложенных в них обобщений), обобщенность образа действия, темп выполнения задания. Глубина мышления оценивалась способностью ребенка понять смысл задачи, требования взрослого, установить обобщающее значение образцов, схем, символов, умение действовать сосредоточенно, углубленно, рационально и целенаправленно. Гибкость мышления раскрывалась в способности ребенка изменить прежний образ действия в зависимости от изменения условий задачи, установить новый существенный признак, в умении ребенка опираться сразу на два существенных признака в процессе распределения объектов. Устойчивость мышления испытуемых определялась способностью удерживать в сознании актуализированные существенные признаки, ориентироваться на заложенные в содержании задач наглядные опоры, которыми могут быть: рисунки-образцы, схемы, знаки-символы, эталоны. Осознанность мышления оценивалась через адекватность практических действий требованиям задачи и умением ребенка объяснить их. За основу оценки самостоятельности мышления бралась мера вмешательства экспериментатора в процесс решения задачи для достижения положительного результата: доступность самостоятельного решения логической задачи, восприимчивость к помощи, развернутость помощи, которая стала достаточной для преодоления трудностей; необходимость в руководстве процессом выполнения задания взрослым.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)