Психолого-педагогическое изучение в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций
Психолого-педагогическое изучение - это ведущий и один из самых сложных видов деятельности в структуре консультирования. Происходит такое изучение на специальном заседании и по сути представляет собой диагностическое обследование ребенка. В его процессе осуществляется оценка развития ребенка, состояние сформированности познавательных процессов, в частности, умственных действий и операций, присущих ему индивидуальных особенностей усвоения знаний, важных для постановки образовательных целей и планирования педагогической стратегии. Это очень сложный и ответственный вид деятельности консультантов психолого-медико-педагогических консультаций и без преувеличения ключевой момент в жизни ребенка. На основании этого изучения дается оценка проблем ребенка, особенностям его психического развития и связанных с этим способностей к обучению и делается прогноз его будущей социально-трудовой реализации. Психолого-медико-педагогические консультации относятся к специальным заведениям в системе образования с особым режимом работы, что обусловлено их деятельностью. Как правило диагностическое заседание проходит в условиях высокого нервно-эмоционального напряжения. В связи с этим работа консультантов в них принадлежит к неблагоприятным для здоровья и особо тяжелых условий труда. Она требует от них не только высокого квалификационного уровня, широкой образованности, но и психологической готовности, и профессионального соблюдения принципов общения, проявления высоких морально-этических личностных качеств, доброжелательности и толерантности по отношению к людям, в решение судьбы которых они вмешиваются. Не секрет, что прохождение такого обследования родителями, дети которых имеют проблемы развития, воспринимается драматично, они переживают, какими будут выводы специалистов. Не редки случаи, когда родители (или лица, их заменяющие) до поры до времени не принимают факта инвалидности их ребенка, а выводы и рекомендации специалистов консультации считают ложными, могут быть невоздержанными, по-разному выражать свое несогласие. В связи с этим к проведению психолого-педагогического изучения специалисты консультаций тщательно готовятся, придерживаются определенных процедурных требований. Процедура психолого-педагогического изучения в психолого-медико-педагогической консультации строго определена, имеет свою поэтапную последовательность и правила, предполагает соблюдение научных принципов.
Организационная структура процедуры психолого-педагогического изучения состоит из следующих последовательных этапов:
- Сбор информации о ребенке, оформление «Карты состояния здоровья и развития ребенка», определение даты проведения диагностического заседания, оформление заявления от родителей - разрешения на использование персональных данных.
- Представление головой заседания и рассмотрение данных «Карточки» и предоставленных документов членами группы непосредственно перед психологическим обследованием. Предварительное определение ведущей проблемы ребенка, формулировки диагностического задания (что будет оцениваться), выбор диагностических средств (какие диагностические задачи будут использоваться), определение специалиста, который будет вести изучение ребенка. Этот этап проводится членами заседания, родители не приглашаются.
- Приглашение родителей с ребенком в диагностическую комнату. Установление контакта с ребенком. Осуществление психолого-педагогического изучения ребенка. Ведение протокола обследования в «Книге Протоколов» с подробным фиксированием процесса и особенностей выполнения предложенных заданий.
- Анализ и качественная характеристика выполнения задач, особенностей познавательной деятельности, выделение сильных и слабых сторон развития ребенка членами заседания. Помощь родителям в определении состояния ребенка, причин трудностей его психического развития, высказывания предположений относительно необходимых путей социально-педагогической реабилитации.
- Формулировка психолого-педагогического заключения и рекомендаций. Процедурные требования к проведению психолого-педагогического изучения:
- происходит с согласия родителей (лиц, их заменяющих) с обязательным их присутствием на принципах добровольности, что подтверждается их письменным заявлением, сохраняется в архиве консультации;
- предусматривает открытость процесса обследования - родители (лица, их заменяющие) имеют возможностью наблюдать весь процесс, с вероятностью участвовать в обследовании и обсуждении результатов;
- проводится в форме коллегиального заседания, то есть с участием группы специалистов, которые являются членами диагностического заседания, во главе с председателем заседания. Единоличность изучения ребенка консультантом психолого-медико-педагогической консультации не допускается. Однако оно возможно в том случае, когда проводится с целью предварительного изучения и подготовки к коллегиальному заседанию. Требование соблюдения коллегиальности во время диагностического обследования в психолого-медико-педагогических консультациях обусловлена попыткой уменьшить долю субъективизма в оценке особенностей развития ребенка. Состав и количество специалистов группы не является постоянным, при разных обстоятельствах могут варьироваться в зависимости от рабочей необходимости. Оптимальный состав группы - пять специалистов:
- три учителя-дефектолога (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог (тифлопедагог));
- профильный врач (офтальмолог, отоларинголог, невролог (ортопед), психиатр);
- практический психолог.
Для определения рабочей целесообразности важны факторы, влияющие на производительность осуществления обследования. Одним из таких факторов является определенность или неопределенность контингента детей, которые должны проходить диагностическое обследование. В зависимости от названных факторов группа специалистов может состоять либо из 5 человек, либо из 8 человек. Так, в случае, когда известно, что изучаться будут дети одного вида нарушений, например, с нарушениями зрения, в группу специалистов обязательно должны войти консультанты соответствующей специализации: тифлопедагог, врач офтальмолог, а также практический психолог, логопед, врач психиатр. В случае неопределенности проблем детей, группа специалистов должна быть максимально полной, состоять из консультантов всех узких специализаций, способных к распознаванию специфических симптомокомплексов нарушений в развитии ребенка и определения путей его психолого-педагогической реабилитации. Вторым важным фактором, который влияет на производительность изучения ребенка, является форма (место) проведения коллегиального заседания: стационарное (в специально предназначенном и соответствующим образом оснащенном помещении) или выездное (в учебном заведении, дома). Если обследование проходит стационарно, особенно при наличии окна одностороннего видения (зеркала Гезелла) или (и) аудио-видео техники, максимально обеспечивающих психологическую комфортность условий, при которых члены коллегиального заседания и специалист, который осуществляет изучение, ребенок и его родственники находятся в разных комнатах, состав группы может быть максимальным. На выездных заседаниях в учебных заведениях количество группы специалистов допускается из 5 человек; в домашних условиях - из 3 человек. Председатель заседания определяется ситуативно членами диагностического заседания.
- Обеспечивается комплексность обследования и принятия заключения. Предусматривает, что изучение ребенка должно основываться на данных предварительного обследования ребенка различными специалистами и данных собственного психолого-педагогического изучения. Цель такого подхода - обеспечение достаточной разносторонней информации для анализа индивидуальных особенностей ребенка с учетом медицинских, педагогических и психологических данных, которые фиксируются в соответствующих разделах «Карточки состояния здоровья и развития ребенка» и предоставленных документов с указанной в них информацией.
- Обязательность проведения собственного психологического обследования непосредственно на заседании:
- изучение осуществляет один специалист;
- оценка развития осуществляется на основе применения комплекса диагностических задач;
- обследование одного ребенка происходит в течение достаточно длительного времени (от 30 минут до 1,5 часа).
- Обязательность ведения протокола заседания. В отдельной «Книге протоколов» по каждому ребенку, фиксируется:
- ход изучения с указанием методических материалов, которые использовались;
- описание характерных проявлений поведения ребенка;
- производительность выполнения диагностических задач с указанием даты, номера протокола, присутствующих членов заседания.
- Анализ и обсуждение результатов изучения ребенка членами заседания.
- Детальное объяснение родителям особенностей выполнения диагностических задач, проблем развития, их причин и предоставления рекомендаций по психолого-педагогической коррекции.
- Формулировка психолого-педагогического заключения и рекомендаций.
- Предоставление родителям Выписки из протокола заседания. От качества такого изучения и поведения участников заседания зависит убедительность заключительных выводов и рекомендаций. Членам диагностического заседания предстоит сделать все, чтобы родители поверили им, увидели положительную перспективу, восприняли от них помощь. Однако родителям следует помнить - никто не имеет права силой, без их согласия поместить ребенка в любое учебное заведение. Вывод психолого-медико-педагогической консультации, даже центральной, является рекомендательным. Окончательное решение о месте получения образования принимают родители или лица, их заменяющие, после того, как они осознают для себя ее необходимость.
Итак, от правильного установления причин нарушений и как можно ранней организации педагогического вмешательства в значительной степени зависит эффективность коррекционной помощи - ослабление или полное преодоление имеющихся у ребенка недостатков, предупреждения возникновения нежелательных вторичных осложнений психического развития и др.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)