Особенности профессиональной компетентности педагогических работников
Особенностью профессиональной компетентности педагогических работников психолого-медико-педагогических консультаций (консультантов и заведующего) является обладание знаниями не только в области их собственной специализации, но и более общими понятиями, интегральными знаниями и представлениями, которые касаются сущности и логики нарушенного развития вообще, механизмов их преодоления. Учитывая должностные обязанности им просто необходимо ориентироваться в проблемах, педагогических целях и особенностях коррекционной работы с детьми с различными видами нарушений.
Отдельный аспект профессиональной компетентности указанных работников составляют знания психодиагностики отклонений в умственном развитии детей. Они связаны с высокой ответственностью за результаты профессиональной деятельности, являются судьбоносными для ребенка. Подходы, методы, технологии этой деятельности лежат в основе осуществления психолого-педагогического изучения ребенка, точного определения его способностей к усвоению знаний (особенностей обучаемости) и определения педагогической стратегии реализации его потенциальных ресурсов.
Деятельность современных психолого-медико-педагогических консультаций многоаспектная. Они выполняют широкий диапазон функций (консультационную, методическую, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую, прогностическую, профилактическую, информационно-аналитическую, просветительскую) и направлений деятельности (выявление и учет детей, организация ранней помощи; психолого-педагогическое изучение консультации; индивидуально-коррекционная работа, создание банка данных, изучение тенденций, предложения развития и оптимизации форм поддержки, составление индивидуальной программы ребенка с инвалидностью; патронаж семей, которые воспитывают ребенка с тяжелым или сложным нарушением, содействие внедрению интегрированного / инклюзивного обучения). Все они очень важны для поддержания детей. Но приоритетными среди них является консультирование и психолого-педагогическое изучение проблем ребенка. К их осуществлению предъявляются очень серьезные требования: толерантность в общении, соблюдение процедуры, профессионализм и обязательность психолого-педагогического изучения, подбор адекватного и научно-обоснованного диагностического инструментария, учет неблагоприятных факторов развития (депривация, госпитализация, изоляция, сиротство) и др.
Процесс консультирования и психолого-педагогическое изучение ребенка в консультации представляет собой своеобразную технологию, предусматривает особую процедуру, последовательные и взаимосвязанные этапы:
- изучение проблем (конкретных жалоб, проблем), связанных с трудностями психического развития детей, особенностей познавательной деятельности, взаимодействия, общения, усвоения знаний, формирования умений и навыков, поведения;
- анализ причин их возникновения, определение специфических осложнений, их роль в возникновении негативных индивидуальных проявлений - содержание проблемы, жалобы и тому подобное;
- предоставление методических советов: разностороннее консультирование - основная форма деятельности современных консультаций, направленная на помощь различным группам потребителей в решении широкого круга вопросов, связанных с удовлетворением образовательных потребностей детей мало защищенных групп. Консультации предоставляются не только родителям, но и педагогам, учениками или воспитанниками которых есть такие дети; специалистам органов управления образованием, которые координируют вопросы обеспечения права на образование детей с особыми потребностями и инвалидов; службам по делам детей. Такие консультации имеют разный смысл в зависимости от того, кому они адресованы.
Так, для родителей по результатам психолого-педагогического изучения формулируются выводы об особенностях развития, обучения и воспитания их детей, определяются особые образовательные потребности в содержании методов, приемов, надлежащих средств и приспособлений в учебно-реабилитационном процессе; даются пояснения труда усвоения знаний, сильных сторон психического развития, роли и значения «родительской педагогики», разрабатываются стратегии семейного воспитания, демонстрируются занятия с целью обучения педагогических технологий.
В консультациях для педагогов выясняются трудности, специфические особенности развития, природа их возникновения у их воспитанников; определяется учебная программа, методы обучения, ведется ознакомление с коррекционными программами, методическими пособиями, соответствующими техническими средствами и приспособлениями и т.д., необходимыми в условиях индивидуального, интегрированного или инклюзивного обучения.
Существенную помощь психолого-медико-педагогические консультации предоставляют специалистам органов управления образованием благодаря аналитической деятельности. Они формируют банки данных о количестве детей по видам нарушений психофизического развития, изучают тенденции в их доминировании, уровень доступа к получению образования, достаточность и разнообразие форм предоставления образовательных услуг в регионе. Благодаря такой обоснованной информации создаются условия для своевременного и гибкого реагирования исполнительной власти по удовлетворению особых потребностей таких детей, внедрения инклюзивного образования.
Итак, учитывая содержание деятельности психолого-медико-педагогических консультаций, к работе в них должны привлекаться высококвалифицированные педагогические работники, готовые к профессиональному и грамотному применению на практике знаний и умений в учебно-методической, коррекционно-развивающей и диагностической работе.
Профессиональный уровень консультантов определено является одним из ведущих факторов обеспечения эффективной деятельности психолого-медико-педагогических консультаций как центров оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями непосредственно в местах их проживания. Консультанты и заведующие психолого-медико-педагогических консультаций с целью стимулирования целенаправленного непрерывного повышения уровня их профессиональной компетентности педагогических работников, роста их профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышения престижа и авторитета, обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса внесены в Типовое положение об аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности. В новой редакции Положения о психолого-медико-педагогических консультациях, где ужесточены требования к образовательному уровню консультантов и их профессиональной компетентности, содержится требование содействию регулярному повышению уровня профессиональной подготовки консультантов областных и районных (городских) консультаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)