Консультативно-методическое сопровождение семей
Благодаря районным (городским) психолого-медико-педагогическим консультациям стало возможным сопровождение семей, воспитывающих ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями. Благодаря районным (городским) консультациям осуществляется полнота выявления и учета детей в регионе, достигается необходимый уровень предоставления им образовательных услуг, проводится коррекционно-развивающая работа, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития дома, информационно-консультативная работа с родителями. Консультанты этих психолого-медико-педагогических консультаций устанавливают продуктивный контакт с такими семьями, практикуют посещение, телефонные консультации, психокоррекционную поддержку семей, помогают в получении необходимых услуг.
- Содействие внедрению инклюзивного / интегрированной формы обучения. Актуальным направлением деятельности психолого-медико-педагогических консультаций всех уровней является участие во внедрении интегрированных и инклюзивных форм получения образования детьми с нарушениями в развитии, которая законодательно закреплена в ряде нормативно-правовых актов. Кроме определения учебной программы, методов и других мероприятий специалисты консультаций в случае необходимости должны помогать педагогам в разработке индивидуальной программы обучения и составлении индивидуального учебного плана для ребенка, который учится в индивидуальной или инклюзивной форме.
Итак, видами деятельности психолого-медико-педагогических консультаций в контексте содействия внедрению инклюзивного обучения являются следующие:
- выявление, учет детей и анализ данных об их количестве и доминированию по видам нарушений в развитии;
- психолого-педагогическое изучение;
- консультирование педагогов;
- профессиональное сопровождение обучения ребенка;
- участие в составлении индивидуального учебного плана;
- составление индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью;
- создание фонда учебно-методических пособий, программ и т.д.;
- участие в тематических семинарах, психотренинге, круглых столах, мониторинговых исследованиях.
Так, выявление детей и обоснованные данные об их количестве имеют существенное значение прежде всего для начала организации инклюзивного обучения в определенном регионе, определения учебных заведений, которые обнаружат инициативу по введению инклюзивного обучения. В таком случае органам управления образованием и администрации школы важно иметь максимально точную информацию о своеобразие психофизических нарушений у детей, которые станут учениками их учебного заведения, для осуществления необходимых подготовительных мероприятий, связанных с обеспечением свободного доступа, методического и технического оснащения учебного процесса таких детей в соответствии с их потребностями, без которых невозможно качественное образование.
Кроме этого, с этой целью начато создание фонда наглядно-методического обеспечения инклюзивного обучения: специальных программ, учебников, научно-методической литературы, специальных устройств и тому подобное. В случае необходимости педагоги, которые учат детей с нарушениями в развитии, могут ознакомиться в психолого-медико-педагогических консультациях с различными видами специальных программ, учебниками, со специальной литературой о трудностях детей с различными видами нарушений в развитии, с Государственным стандартом начального общего образования для детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, и предусмотренными им Базовыми учебными планами, различными техническими средствами и устройствами, получить помощь в разработке индивидуальной учебной программы.
- Содействие повышению квалификации. Серьезное внимание в деятельности областных психолого-медико-педагогических консультаций должно уделяться повышению уровня профессиональной подготовки и возможности постоянно обновлять знания, коррекционному развитию технологии реабилитационной работы ее специалистов, доступу к информационным ресурсам и источникам, через курсовую переподготовку, формы между курсовой подготовки и профессиональное самосовершенствование в системе последипломного образования на местах. Областным институтам последипломного образования необходимо принять меры для организации курсов повышения квалификации для такой категории слушателей в качестве консультантов и заведующих психолого-медико-педагогических консультаций. Благодаря научно-методическому центру практической психологии и социальной работы систематически проводятся семинары-совещания, конференции с участием консультантов психолого-медико-педагогических консультаций, что способствует повышению их квалификационного уровня.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)