Индивидуальная развивающая работа в психолого-медико-педагогических консультациях
Новейшим видом работы психолого-медико-педагогических консультаций стало проведение индивидуальных коррекционных занятий. На данный момент специалисты консультаций, кроме разного рода консультаций, проводят индивидуальные учебно-коррекционные занятия, которые предоставляются не только для детей с целью исправления недостатков развития, но и так называемые учебно-демонстрационные занятия для их родителей и педагогов инклюзивных классов общеобразовательных учебных заведений. Такие занятия не заменяют работу специальных учебных заведений образования, однако способны в определенной степени компенсировать недостаточное обеспечение коррекционной помощи детям в регионах.
Сейчас это направление работы интенсивно развивается, ежегодно количество проведения таких занятий существенно увеличивается, особенно в тех регионах, где создана сеть районных (городских) консультаций. Виды таких занятий различаются целью их осуществления:
- предварительное целенаправленное изучение особенностей познавательной деятельности ребенка, который готовится к прохождению диагностического обследования, его способности к взаимодействию в учебной ситуации;
- учебно-диагностическое изучение обучаемости ребенка для оценки потенциальных возможностей учиться по определенному типу программы;
- изучение актуального уровня знаний, умений, навыков ребенка для установления этапа, класса, ближайших задач обучения;
- длительное пробное обучение (до двух недель) для углубленного изучения проблем, темпа, объема и качества усвоения ребенком знаний по определенной учебной программе и уточнения психолого-педагогических выводов;
- коррекция отдельных недостатков психического развития (например, моторики, речи, слухового восприятия), пробелов учебной деятельности, формирования личности;
- демонстрационные занятия, направленные на раскрытие специальных методов, средств и приемов коррекционно-развивающей работы с ребенком, для родителей, которые хотят самостоятельно обучать ребенка дома;
- психокоррекционные занятия и тренинги для родителей, воспитывающих детей с тяжелой психофизической патологией.
- Консультативная деятельность. Благодаря особому составу штатных работников, в которые входят различные специалисты (дефектологи разных специальностей, психологи и врачи) и постоянному месту и режиму их работы, психолого-медико-педагогические консультации стали полноценными консультативно-информационными центрами для различных групп населения (родителей, участковых врачей, учителей, практических психологов), где можно получить профессиональную помощь по всем проблемам в развитии детей.
- Просветительская работа. Консультанты психолого-медико-педагогических консультаций ведут активную просветительскую деятельность в форме лекций, докладов и выступлений на семинарах, научно-практических конференциях, на родительских собраниях, учительских совещаниях, среди директоров учебных заведений, работников управлений и отделов образования, социальной защиты, в прессе и на телевидении и тому подобное. Основная цель ее - показать обществу значение коррекционной работы для судьбы каждого ребенка с нарушениями в развитии, раскрыть пагубные последствия отсутствия специальной поддержки таких детей.
- Создание региональных банков оперативно-аналитических данных о количестве таких детей, их дифференциация и доминирование по видам нарушений. Оперативно-аналитические данные позволяют оценить тенденции увеличения или уменьшения детей, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития, достаточность сети специальных учебных заведений, делать обоснованные предложения по оптимизации мер в соответствии с потребностями - перепрофилирование, комбинирование, создание новых специальных учреждений; усиление профилактических мер и т.д. Такие данные стали предметом анализа специальных коллегий органов управления образованием в регионах.
- Аналитическая деятельность. Оперативно-аналитическая информация создает возможность управлениям образованием местных государственных администраций анализировать существующие тенденции, разрабатывать обоснованные планы действий по улучшению состояния поддержки детей с нарушениями в развитии, в том числе с инвалидностью, совершенствовать сеть учебных заведений в соответствии с потребностями в отдельных регионах. В большинстве областей происходят специальные заседания коллегии, где собраны психолого-медико-педагогическими консультациями данные являются основным предметом рассмотрения и анализа.
- Развитие сети районных (городских) консультаций. Создание районных (городских) консультаций имеет исключительно положительное значение для улучшения качества функционирования психолого-медико-педагогических консультаций. Они появились совсем недавно, однако роль их определяющая в усилении поддержки детей с нарушениями в развитии в регионах. Развитие и укрепление консультаций районного уровня создает такую густоту их сети, которая обеспечивает активность выявления детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Одним из условий этого стало значительное увеличение педагогических работников, занятых в районных психолого-медико-педагогических консультациях. В тех областях, в которых создана сеть психолого-медико-педагогических консультаций районно-городского уровня заметно увеличилось количество выявленных детей с нарушениями в развитии. Кроме этого наблюдается существенное улучшение подготовки ребенка к диагностическому обследованию. Благодаря деятельности районных психолого-медико-педагогических консультаций стало возможным соблюдение одного из существенных требований - обследование на одном диагностическом заседании до 12 детей. Все это положительно сказалось на качестве диагностики и консультирования, результатом которого является резкое уменьшение количества ошибочных решений и жалоб родителей. С каждым годом стремительно растет количество индивидуально-коррекционных занятий, проведенных консультантами психолого-медико-педагогических консультаций, которые нередко являются единственной формой обеспечения коррекционной работы для детей, проживающих в отдаленных от областных центров местностях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)