Направления деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций
Основой определения направлений функционирования современных психолого-медико-педагогических консультаций стали существенные положительные изменения в государственной политике поддержки детей с нарушениями психофизического развития, среди которых до 45% детей с инвалидностью. Ведущие лейтмотивы изменений в отношении к таким детям – это намерения как можно раньше прийти к каждому ребенку и максимально помочь ему самому и его семье, обеспечить равные права их в доступе к образованию в соответствии с международными и отечественными правовыми документами.
Первым шагом в осуществлении этих намерений является выявление ребенка с нарушениями развития среди других, установление контакта с его семьей, которая его воспитывает. Естественно, что выполнение этой задачи напрямую зависит от эффективности деятельности психолого-медико-педагогических консультаций, от их способности выявить всех детей с проблемами в развитии, определить их особые потребности и помочь в их удовлетворении.
- Выявление детей с нарушениями психофизического развития в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций является одним из главных направлений работы. Содержание понятия «обнаружение» раскрывается через официальное подтверждение факта наличия трудностей в обучении и поведении ребенка, недостатков психофизического развития, которые становятся неблагоприятными факторами для формирования общих способностей к усвоению знаний, умений, навыков, общественного опыта и, в связи с этим, требуют особых педагогических подходов и мероприятий в учебно-воспитательном процессе. Итак, обнаруженным считается ребенок, прошедший психолого-педагогическое изучение, о чем есть запись в учетно-отчетной документации, которая ведется психолого-медико-педагогической консультацией. Согласно нормативно-правовых регламентаций по добровольности обращения родителей в консультацию и инициирования психолого-педагогического обследования их ребенка не предвидится исчерпывающее, полное выявление детей с нарушениями в развитии, в том числе с инвалидностью, в регионе. Выявление осуществляется в пределах полномочий консультаций и является результатом собственной деятельности, прежде всего, таких ведущих функций как консультативная и психолого-педагогическая. Названные виды деятельности относятся к категории строго учета и фиксируются в «Книге учета детей, которые прошли обследование в психолого-медико-педагогической консультации» и «Книге протоколов психолого-педагогического изучения детей». Зафиксированное в названных книгах количество детей является исходной базой для:
- формирование банка данных о них;
- установления количества детей с нарушениями в развитии, «выявленных впервые»;
- анализа и изучения распространения и доминирования отдельных видов нарушений;
- выявления тенденций;
- обоснованного оперативного реагирования органов управления образованием на запросы населения по обеспечению права на получение образования детей с особыми потребностями, в том числе, с инвалидностью, в том числе во внедрении инклюзивного обучения;
- отчетности Центральной консультации.
В то же время, несмотря на сказанное, одной из первоочередных задач психолого-медико-педагогических консультаций является поиск путей влияния на процесс выявления, повышение его уровня. В связи с этим специалисты консультаций планируют и проводят мероприятия просветительского характера, заботятся о налаживании плотного межведомственного взаимодействия учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, служб по делам детей и теми специалистами, которые могут способствовать такому выявлению. Прежде всего - это детские врачи (педиатры, неврологи, психиатры), логопеды, дефектологи всех специальностей, учителя начальных классов, практические психологи и воспитатели общеобразовательных школьных и дошкольных учебных заведений. Во-вторых, администрации всех учебно-воспитательных учреждений, оказывающих образовательно-реабилитационные услуги в регионе. Особое внимание в этом процессе отводится установлению продуктивного контакта с общественными объединениями родителей. Консолидируя усилия названных категорий партнеров психолого-медико-педагогические консультации создают совместное информационное пространство, которое обеспечивает необходимую взаимную осведомленность об услугах каждого из них.
Для характеристики выявления детей с нарушениями в развитии значение имеет состояние выявления детей дошкольного возраста: чем оно выше, тем выше оценка эффективности деятельности психолого-медико-педагогических консультаций.
Сейчас наметилась устойчивая тенденция увеличения выявления детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции физического и умственного развития. Такая тенденция характерна для большинства областей, в которых уровень обнаружения составляет от 50 до 95 процентов. Когда районные психолого-медико-педагогические консультации только начали создаваться, выявление детей с нарушениями в развитии дошкольного возраста не достигало и трети. Активизацию выявления детей с нарушениями в развитии раннего и дошкольного возраста и поднятия его уровня психолого-медико-педагогические консультации ставят ведущей задачей своей деятельности и на ближайшие годы.
Необходимость в этом обусловлена значимостью результатов ранней коррекционной работы по преодолению недостатков развития. Рано распознанные и вовремя включенные в квалифицированную коррекционную работу нарушения развития многих детей могут быть настолько скорректированы, что позволят большинству детей, начать обучение вместе со сверстниками в обычной школе по месту жительства, минуя специальную. Больше всего это касается детей с относительно легкими нарушениями речевого развития, с пониженным зрением, слухом, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата без нарушений интеллекта. В связи с этим создание достаточной сети специальных дошкольных учебных заведений или специальных групп для детей раннего и дошкольного возраста с названными видами нарушений в развитии является перспективным направлением обеспечения инклюзивного образования и, соответственно, уменьшение потребности в специальных школах-интернатах. Этому направлению работы консультантами психолого-медико-педагогических консультаций уделяется особое внимание, так как дошкольники наиболее перспективная возрастная группа детей по преодолению или смягчению недостатков их развития, профилактики возникновения дезадаптации в школьном возрасте.
Для обеспечения сравнительного анализа, вывода тенденций, определения эффективности деятельности, консультации дополнительно пользуются статистическими данными органов управления образованием, медицинской статистикой. Состояние выявления детей с нарушениями психофизического развития, и характеристика других показателей деятельности психолого-медико-педагогических консультаций в целом и в разрезе областей, на основе отчетности оперативно-аналитических данных областных консультаций обобщаются Центральной консультацией.
- Психолого-педагогическое изучение - один из ключевых видов деятельности специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, связанный с оценкой проблем психического развития ребенка, происходит на коллегиальных заседаниях. К осуществлению его ставятся серьезные требования: толерантность в общении, соблюдение процедуры, профессионализм и обязательность психолого-педагогического изучения, регламентации по количеству обследуемых детей, подбор адекватного и научно-обоснованного диагностического инструментария, учет неблагоприятных факторов развития (депривация, госпитализация, изоляция, сиротство) и др. Осуществляется для выявления трудностей развития, определения адекватной программы (в соответствии со стандартами специального образования) и формы обучения (коллективная, индивидуальная, интегрированная).
Со стороны Центральной психолого-медико-педагогической консультации существенно усилен контроль за качеством психолого-педагогического обследования в психолого-медико-педагогических консультациях. С этой целью: периодически осуществляется проверка деятельности областных психолого-медико-педагогических консультаций; введена единая процедура обследования, диагностический метод оценки развития ребенка; разработаны, опубликованы и обеспечены все консультации по методике диагностики отклонений в умственном развитии детей; проведены учебные семинары-практикумы. В последние годы достигнуто повышение качества определения потенциальных возможностей ребенка к обучению. Свидетельством этого является резкое снижение количества арбитражных обследований в Центральной психолого-медико-педагогической консультации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)