Структура и особенности задач функционирования
Психолого-медико-педагогические консультации имеют разветвленную сеть. Они действуют в каждой области, в районах и имеют соответствующие названия: областная, городская, районная (городская со статусом районной). Это так называемые региональные психолого-медико-педагогические консультации. Создаются они при управлениях (отделах) образования, соответствующих местных государственных администраций.
Областные - это консультации областного уровня. Это ячейки консультативно-информационной, диагностико-коррекционной помощи всем детям, имеющим проблемы развития, трудности в усвоении знаний и формировании личности на указанных территориях. Доминирующими задачами их деятельности является выявление, учет таких детей, диагностическое изучение их проблем выяснение причины, которая нарушила ход нормального развития и определение психолого-педагогических рекомендаций по типу программы, по которой должно происходить дальнейшее коррекционное обучение ребенка, условия его осуществления, например, дома, в специальном дошкольном учреждении, в школе, в доме-интернате, учебно-реабилитационном центре и тому подобное. Особенностью нынешнего этапа функционирования указанных психолого-медико-педагогических консультаций является создание, организация, научно-методическое обеспечение деятельности районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций.
Районные (городские) консультации – являются службами соответствующих отделов образования, которые, прежде всего, ответственны за активное, наиболее раннее выявление детей с нарушениями развития и налаживания для них необходимой педагогической и порой даже медицинской помощи. Производительность их функционирования во многом зависит от того, насколько полно они обеспечены специалистами, предусмотренными действующим Положением. Первоочередной задачей развертывания деятельности районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций является установление плотного взаимодействия между ними и теми специалистами района (города), которые могут обеспечить такое обнаружение. Это участковые врачи-педиатры, детские неврологи, психиатры, клинические логопеды, дефектологи всех специальностей, учителя начальных классов, практические психологи и медицинские работники общеобразовательных дошкольных и школьных учебных заведений. Консолидируя усилия названных специалистов работники районных психолого-медико-педагогических консультаций берут на учет всех детей «группы риска», проживающих на территории района, определяют неблагоприятные факторы их психофизического развития, устанавливают контакты с родителями, намечают формы помощи, отслеживают динамику психического развития ребенка, при необходимости обеспечивают социально-педагогическую поддержку семьи.
Задачей районных психолого-медико-педагогических консультаций является также организация предварительного сбора данных о состоянии здоровья и развития ребенка с целью направления его в случае необходимости на диагностическое обследование. Районным психолого-медико-педагогическим консультациям предоставляется право осуществлять психолого-педагогическое изучение детей с сенсорными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, выраженной (умеренной, тяжелой, глубокой) умственной отсталостью, которые подтверждены соответствующими медицинскими диагнозами.
Такое заседание может происходить при условии участия в нем представителя от психолого-медико-педагогической консультации, которой районная психолого-медико-педагогическая консультация подчинена. Работники районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций участвуют в разработке предложений по развитию сети специальных учебных заведений для детей дошкольного и школьного возраста, в подготовке аналитической отчетности.
В структуру региональных консультаций относятся также школьные психолого-медико-педагогические комиссии (сокращенно - школьные комиссии), функционирующие в общеобразовательных специальных школах (школах-интернатах). Задачи школьных комиссий определяются особенностями контингента учащихся специальной школы, в том числе детей: с нарушениями зрения (слепые и с пониженным зрением), слуха (глухие и с пониженным слухом), интеллекта (задержкой психического развития и умственной отсталостью), моторики (детским церебральным параличом и тяжелыми последствиями полиомиелита), речи, с психоневрологическими заболеваниями.
Содержание работы школьных комиссий существенно дополняет деятельность районных (городских) консультаций. Члены школьной комиссии осуществляют мониторинг динамики развития и учебной деятельности контингента учащихся соответствующего учебного заведения, на практике подтверждают правильность или неправильность выводов консультации. Они анализируют эффективность обучения воспитанников школы; устанавливают соответствие программы этой школы возможностям отдельных детей; разрабатывают стратегии индивидуального подхода и индивидуальные программы обучения; определяют для учеников школы адекватные профили трудовой подготовки; готовят на детей, нуждающихся в переводе в другую специальную школу, документы на рассмотрение той психолого-медико-педагогической консультацией, которой школьная комиссия непосредственно подчинена.
Итак, роль школьной комиссии в определении судьбы ребенка решающая. Именно школа имеет полное право и обязанность на постановку вопроса о пересмотре ранее сделанных консультацией рекомендаций. Чаще всего это касается оценки возможностей умственного развития ребенка, способности овладевать знаниями по «Выше» (например, по программе обычной общеобразовательной школы) или «Ниже» программе (например, по программе школы для умственно отсталых детей). Особенно взвешенным должно быть решение школьной комиссии при определении методов обучения детей с нарушениями слуха IV степени, который является предельным между тугоухостью и глухотой. Родители таких детей нередко стремятся обучать их в школе для детей с пониженным слухом. В таком случае рекомендации школьной комиссии должны быть подкреплены анализом учебных достижений ребенка в соответствии с педагогическими целями и стандартами обучения названных типов школ.
Главной структурой среди психолого-медико-педагогических консультаций является Центральная. Ведущими задачами Центральной консультации является координация и организация деятельности региональных психолого-медико-педагогических консультаций в соответствии с требованиями действующего Положения о содержании их деятельности, разработка предложений по нормативно-правовому регулированию деятельности консультантов психолого-медико-педагогических консультаций.
Одной из задач Центральной консультации является арбитражное разбирательство ежемесячно особо сложных в диагностическом плане или социально конфликтных дел детей. Здесь родители могут проверить точность выводов относительно стратегии развития их ребенка. Кроме этого задачей Центральной консультации является постоянный мониторинг деятельности подчиненных ей областных и районных (городских) консультаций. На основе отчетности областных консультаций осуществляется обобщение данных о количестве детей с нарушениями психофизического развития, виды нарушений и их доминирование в разных регионах страны, которые освещают главные тенденции и формы удовлетворения их образовательных потребностей в разрезе областей.
Итак, функционирование Центральной консультации происходит на трех уровнях: управленческом, практическом, научном. Так, в круг ее задач входит разработка и внедрение нормативно-правовых актов, контроль за деятельностью региональных психолого-медико-педагогических консультаций (управленческий уровень), арбитражное разбирательство ежемесячно особо сложных и конфликтных дел детей, консультирование населения (практический уровень), научные исследования и подготовка научно - методических пособий, разработка программ повышения квалификации для работников психолого-медико-педагогических консультаций и преподавательская деятельность на курсах этого направления, организация научно-практических конференций, семинаров-практикумов (научный уровень).
Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций регулируется нормативно-правовыми актами, действующими в сфере образования, и собственным Положением. На данный момент система психолого-медико-педагогических консультаций всех уровней переживает период развития в сложных условиях. Не везде они получают достаточную поддержку и понимание со стороны местных органов государственной администрации, часто страдают от недостаточного материального и кадрового обеспечения. К сожалению, далеко не все управления образования и науки осознают роль районных психолого-медико-педагогических консультаций в решении особых потребностей детей с нарушениями психофизического развития и медлят с их созданием. Кроме указанных направлений работы психолого-медико-педагогических консультаций расширяется их сотрудничество со школьной психологической службой. Очевидно, что приход в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными потребностями, а главное - обеспечение им настоящих условий обучения и социальной адаптации, сделает целесообразным существование таких комиссий в каждой школе, а затем расширится взаимодействие системы психолого-медико-педагогическая консультация - школьная психологическая служба и психолого-медико-педагогическая комиссия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)