Изменения в деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций
Обобщая факторы, которые обеспечили существенные изменения в деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций:
- Распространение передовых идей социальной инклюзии и демократических подходов в организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями, основанных на признании общечеловеческих прав, в частности, по обеспечению их права на образование на условиях равного и свободного доступа.
- Переход к организации деятельности на постоянно действующей основе предусматривает государственное финансирование, соответствующее нормативно-правовое оформление, постоянный кадровый состав штатных работников (консультантов) с определенными должностными обязанностями, полный рабочий день, в течение календарного года, помещения с надлежащим материально-техническим обеспечением. Благодаря такой организации функционирования психолого-медико-педагогических консультаций, создаются условия для решения первоочередных задач: активного выявления детей с особыми образовательными потребностями, установления контакта с их семьями, сбора данных о количестве таких детей в регионе, определение их образовательных потребностей и обеспечения необходимой помощью.
- Для обеспечения функционирования психолого-медико-педагогические консультации имеют особый состав специалистов, которые называются консультантами. Это, прежде всего,
- дефектологи (коррекционные педагоги) различных специальностей, а именно - логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог;
- врачи (психиатр и невролог);
- психологи.
Благодаря такому кадровому составу психолого-медико-педагогические консультации способны осуществлять консультирование населения в широком диапазоне, помогая решать психологические, медицинские и педагогические проблемы детей. Здесь также могут найти решение отдельные проблемы родителей, вопросы семейного воспитания и тому подобное. Специалисты консультации сориентируют родителей, ребенок которых нуждается в консультациях, назовут конкретные адреса, будут проводниками в выяснении многих важных вопросов, помогая устранить препятствия в реализации потенциала возможностей для развития и личностного роста их детей.
Одним из важнейших факторов обеспечения качественных изменений в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций является создание сети районных (городских) консультаций. Районные (городские) консультации - это максимально приближены к местам проживания детей с особыми образовательными потребностями и инвалидов ячейки профессиональной поддержки и организации коррекционно-развивающей и реабилитационной помощи. Они стали главным фактором реформирования деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций, превращение их в учреждения системы образования со многими функциями.
Именно благодаря районным (городским) консультациям:
- осуществляется полнота выявления и учета детей с особыми образовательными потребностями в регионе;
- достигается необходимый уровень предоставления образовательных услуг;
- создаются условия для улучшения качества психолого-педагогического изучения;
- проводится коррекционно-развивающая работа;
- обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития на дому;
- информационно-консультативная работа с родителями;
- внедрение интегрированных / инклюзивных форм обучения.
Большое значение для реформирования психолого-медико-педагогических консультаций имеет функционирование Центральной консультации. Своевременная разработка проектов нормативно-правовых актов, регламентаций, методических рекомендаций, предложений обеспечила положительные изменения по искоренению дискриминирующих действий в функционировании реформирования психолого-медико-педагогических консультаций, внедрении научных основ и принципов в их деятельности и нового имиджа как центра предоставления разносторонней помощи населению.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)