Эволюция взглядов в поддержку детей с нарушениями психофизического развития
Исторический экскурс характеристики отношения к людям с инвалидностью свидетельствует, что в обществах прошлых веков люди с пороками развития и, в частности, дети-инвалиды считались калечными, ничтожными, юродивыми, «детьми бога» или «детьми дьявола» и бременем, ненужным балластом для общества, от которого оно все время пыталось избавляться путем физического уничтожения. Соответствующим было и отношение к слабым, старым, немощным и неполноценным (с различными недостатками) от мысли, что они лишние члены общества, рабы своих родителей, потенциальное зло и угроза - к жалости, снисхождению, уходу, заботе, опеке, пожертвований, благотворительных мероприятий для них, и государственной поддержки в виде организации специального обучения, материальной помощи в виде пенсий (и современных намерений обеспечения равных возможностей для всех).
Понятие о человеке с инвалидностью на обычном, бытовом уровне ассоциируется исключительно с человеком, который имеет официальное медицинское подтверждение статуса инвалида определенной группы (I, II, III), что означает уровень его работоспособности, и в зависимости от этого получает от государства материальную помощь в виде пенсии.
Соответственно и понятие «дети с инвалидностью», которое употребляется в узком смысле - сводится к пониманию ребенка, который имеет официально определенный статус ребенка-инвалида, инвалид с детства. В мировой практике это понятие шире и применяется для определения группы детей, имеющих нарушения психофизического развития и другие трудности активного общественного функционирования. В основе взаимосвязи общества и людей с инвалидностью, их представлений и позиций, определяющих социальную политику в отношении них доминирует прагматичный подход. Прагматичный подход означает систему ценностей, понятий, суждений и других знаний, лежащих в основе практических действий общества к людям с инвалидностью, которые определяют последствия этих действий и обусловливают их социальное положение.
Взаимосвязь общества и людей с инвалидностью раскрывается через следующие факторы:
- ожидания общества в отношении инвалидов;
- соответствие лица требованиям, способность выполнять деятельность;
- оценку уровня функционирования;
- степень пользы обществу (частичное приспособление, бремя, лишний балласт, обесценивание-признание);
- степень включения, обеспечение равных возможностей.
Представление об инвалидизации ребенка и отношение к нему в обществе отражают медицинские концепции определений (медицинскую модель), которые рассматривают недостаток здоровья как характеристику личности, которая может быть вызвана болезнью, травмой или состоянием здоровья и, соответственно, требует медицинского вмешательства и других мероприятий с целью улучшения состояния человека. Реакцией общества в контексте медицинских представлений об инвалидности является лечение, реабилитация и социальная помощь. Последняя может предоставляться в форме организации специального образования и пенсии. Итак, ставится цель нормализовать до определенного уровня жизнь ребенка с особыми потребностями путем обеспечения экономических и образовательных возможностей.
Прагматичный подход присущ и новейшим представлениям, которые можно выразить через лозунг: хорошо всем людям, хорошо и лицам с инвалидностью. Естественные процессы старения, обусловливающие возрастные изменения в состоянии здоровья людей, неблагоприятные факторы, сопровождающие жизнедеятельность человека, рано или поздно ставят проблему инвалидности как актуальную для каждого члена общества.
Заботясь об обеспечении равных возможностей для лиц с инвалидностью, общество заботится обо всех. Термин «дети с особыми образовательными потребностями» появился пока как такой, который наиболее адекватно отражает передовые взгляды по детской инвалидности и среди других занял доминирующее положение. Он объединяет всех детей, имеющих нарушения психофизического развития, обусловливающие особые трудности в усвоении ими знаний, имеющих особые образовательные потребности в получении образования.
Определение «дети с особыми образовательными потребностями и инвалидностью» является наиболее близким к мировым значениям понятия «инвалидность» и «ребенок с инвалидностью». В то же время более положительным и прогрессивным. Он декларирует новую мировоззренческую позицию и стимулирует общество к ответственности в обеспечении необходимой поддержки в обучении детей с различными видами нарушений, которые не дают им возможность пользоваться (традиционными) общепринятыми образовательными услугами, предоставляемыми школами в местной общине.
Конвенция Организации Объединенных Наций - уникальный международный документ, направленный на поддержку детей с особыми образовательными потребностями и инвалидов. В документе определяется, что наличие инвалидности у ребенка является основанием для защиты от дискриминации. Впервые в истории международного правового законодательства определены приоритеты интересов ребенка в обществе и подчеркивается необходимость особой заботы о детях с инвалидностью.
Определяющим фактором исторических перемен в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций стали изменения в философии отношений государства к детям с недостатками психофизического развития на основе гуманизма, передовых идей социальной инклюзии и демократических подходов в организации образовательного процесса для таких детей, соблюдение общечеловеческих прав, в частности, по обеспечению их права на образование, равного доступа к качественному образованию в едином общеобразовательном пространстве путем обеспечения свободного доступа, применение личностно-ориентированных методов обучения с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности. Ведущим лейтмотивом изменений в отношении к таким детям являются намерения как можно раньше прийти к каждому ребенку и максимально помочь ему самому и его семье, обеспечить равные права в доступе к образованию в соответствии с международными и отечественными правовыми документами, в частности «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Анализ философии социальной инклюзии, определение ее составляющих был положен в основу разработки новой концепции деятельности современных психолого-медико-педагогических консультаций, моделирования содержания изменений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)