- второй этап психолого-медико-педагогических консультаций инвалидов
Первые изменения к лучшему начались с введения в стране психологической службы системы образования, подготовки к работе в ней практических психологов. Параллельно с этими сдвигами областные и республиканские медико-педагогические комиссии были трансформированы в зональные и центральную психолого-медико-педагогические консультации. Главная идея предполагаемых изменений заключалась в прекращении деятельности психолого-медико-педагогических консультаций как «медико-педагогических комиссий» и реформирования их в действующие учреждения системы образования под названием «психолого-медико-педагогические консультации».
Предполагалось, что с этого времени психолого-медико-педагогические консультации будут работать на постоянной основе как самостоятельные государственные учреждения внешкольного образования. Само название их говорит о том, что наконец в их составе появился психолог. Активизировались научные исследования в области специальной психологии и, в частности, поиск научно обоснованных методов диагностики отклонений в умственном развитии детей. Началась разработка содержания деятельности психолого-медико-педагогических консультаций как постоянно действующих учреждений системы образования. Специалисты, основным местом работы которых стала психолого-медико-педагогическая консультация, получили возможность не только оценивать состояние психического развития ребенка и устанавливать природу образовательных трудностей (определять тип специального учебного заведения), но и оказывать консультативную помощь родителям в развивающей работе с ребенком, пропагандировать соответствующие знания среди родителей и педагогов.
Однако из-за сложных общественно-политических и экономических обстоятельств, отсутствие необходимых нормативно-правовых актов существенных изменений в деятельности психолого-медико-педагогических консультаций в период с 1993 по 2002 год не произошло: трансформация была формальной, психолого-медико-педагогические консультации областного уровня по содержанию функционирования оставались комиссиями, так как фактически продолжали осуществлять только одну функцию - диагностическую. Большинство консультаций областного уровня в течение десяти лет работали стихийно, в крайне малочисленных составах (от 2 до 4-5 работников) и опять же преимущественно на общественных началах, собирая в день приема огромные очереди детей и обслуживая при этом сотни тысяч детского населения. Качество диагностики при этом оставалось сомнительным. Диагностика происходила фактически на основе медицинских показателей.
Одной из причин такой стагнации была неопределенность статуса Центральной консультации как главной организационной структуры среди психолого-медико-педагогических консультаций. Деятельность ее рассматривалась как общественная нагрузка научного сотрудника на условиях виртуального руководства с единственной функцией – научно-методического обеспечения. Хотя новые консультации, как постоянно действующие учреждения, получили больше возможностей организационного и методического роста, профессионального совершенствования своих специалистов, препятствием настоящего расширения их функций стояла чрезвычайно редкая их сеть. По Положениям того времени одна консультация создавалась на 120000 детского населения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)