Введение
Дуг Вашон готовился заполнять табели успеваемости за осенний семестр. Это был его первый год на должности учителя в начальной школе. До этого он два года работал учителем на заменах, обучая четвероклассников. Во время педагогической практики Дуг вместе со своим наставником много внимания уделяли оцениванию портфолио для того, чтобы предоставить родителям информацию об успехах их детей. Он также присутствовал на встречах учителя с родителями и учеником, где тот рассказывал о своих достижениях.
Дугу нравилась эта модель оценки, с которой он познакомился еще студентом-практикантом и продолжал усовершенствовать в первые годы под руководством опытного коллеги. Теперь у него была прекрасная возможность самостоятельно воплотить ее на практике.
В первом семестре учитель был постоянно занят. Он помогал детям формировать личные портфолио и анализировать достигнутый прогресс. Дуг также старался как можно больше наблюдать за учениками. Но, поскольку в классе было несколько детей с проблемами обучения и поведения, дни проходили очень быстро. Итак, педагог понимал, что теперь ему самому придется выполнять эту сложную задачу - оформлять табели успешности для всего класса, а еще ему следует несколько изменить свой подход к оценке.
Три недели назад Дуг попросил детей взять домой свои потрфолио, записи с саморефлексией и бланки для родительских замечаний.
Просматривая собрания работ учеников и, изучая комментарии и вопросы от родителей, он делал заметки, чтобы впоследствии обсудить с родителями во время запланированных встреч. Кроме того, учитель составил некоторые учебные цели для некоторых детей до конца года.
Например, мать Кьяры интересовалась, почему в портфолио ее дочери не входили результаты тестирования. Она хотела знать, как успехи девочки в чтении сравнивались с показателями других детей. В начале осеннего семестра Джоан, ассистент учителя, помогла выбрать для Кьяры книги надлежащего уровня сложности, которые соответствовали уровню второго класса. Со своей стороны, Дуг пытался оказывать помощь ученице другим способом, например, некоторые объяснения и задачи по математике и естествознанию он записывал на диктофон, а также организовал совместные занятия по чтению с учениками первого класса, где девочка читала младшим детям интересные истории и рассказы, постепенно делая это все увереннее.
Учитель и его ассистент отмечали медленное, но стабильное улучшение навыков чтения. Вместе с тем, Дуг сомневался в целесообразности тестирования для Кьяры. Во-первых, если тест действительно нужен, то какой именно? Во-вторых, как результаты теста помогут ученице?
Отец Джастина хотел знать о его навыках письменной речи. Ему понравился небольшой рассказ в портфолио, один из тех, который мальчик написал сам. Вместе с тем, он спрашивал об успехах сына по редактированию и компоновке произведения. А еще, его интересовало, как сам Джастин оценивает свои возможности в творческом письме.
Непростой вопрос поставили родители Ребекки. Как подход Дуга к оценке связан с его педагогической философией? Они отмечали, что не собираются критиковать методы учителя, и их вопросы продиктованы интересом и убежденностью в большом значении образования.
Таким образом, окончание первого семестра самостоятельной работы с последующим заполнением табелей оказались для Дуга достаточно напряженным периодом. Эти трудности то подавляли его, то добавляли энтузиазма. Педагог осознавал, что может многому научиться у детей и их родителей. Он просматривал свои заметки, сделанные во время недавно посещенного тренинга по теме оценки для учителей-практикантов, а также получил свои студенческие материалы с прослушанного в колледже курса. Из них он надеялся получить новые идеи, чтобы обогатить свой репертуар методик оценивания и повышения уровня педагогического мастерства.
В этом примере отображены несколько вопросов, с которыми пришлось столкнуться учителю-новичку. Они являются типичными для многих педагогов, которые берутся за сложное и полезное дело - пытаются определить и раскрыть потенциал каждого ученика в своем классе.
Обычно в профессиональной деятельности учителя возникают следующие вопросы:
• Как оценить всех учеников справедливо и должным образом?
• Как получить адекватное представление о результатах учебной деятельности учащихся?
• Можно ли найти ответы на эти вопросы путем проведения тестов? Если да, какие тесты следует выбрать? Нужно ли самостоятельно их разрабатывать? Какие еще методы помогут определить результаты учебной деятельности детей?
• Как собрать достаточно информации для взвешенного планирования учебного процесса? Данные следует собирать?
• Когда накоплено достаточно информации, как справедливо ее оценить?
Эти вопросы заставляют нас по-новому взглянуть на проблему текущего контроля и оценивания в обучении. Сейчас это одна из ведущих тем в дискуссиях по реформированию школы и внедрению образовательных стандартов.
В этом разделе отражены современные взгляды и вопросы, свидетельствующие о значительной роли оценивания в повседневной работе учителя инклюзивного класса; а также предложены разнообразные методики. Текущий контроль и оценивание неразрывно связаны с задачами школьного обучения, и в контексте уважения к индивидуальности необходимо вместе серьезно и критически поразмыслить над тем, в чем действительно нуждаются ученики.
Соответственно, образовательные стандарты должны не стандартизировать обучение, а наоборот, делать его более личностно-ориентированным для того, чтобы обеспечить потребности всех детей в наших классах.
Учителей и родителей всегда интересует оценка базовых академических достижений учащихся их школы по сравнению с аналогичными показателями в стране и мире. Независимо от масштаба его проведения: на уровне отдельного класса, учебного округа, на государственном или международном уровне - любое оценивание предназначено для того, чтобы определить наиболее целесообразные и полезные методы и подходы с точки зрения образования.
Решение о предоставлении специальных образовательных услуг, формулирование надлежащих образовательных целей, выбора оптимальных стратегий и выяснения эффективности программ в значительной степени основываются на данных оценивания (Пайк и Саленд (Pike & Salend ), 1995). Поэтому, хорошо продуманное, оно помогает создать условия для успешного обучения всех детей в инклюзивном классе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)