Единая информационная компьютерная база данных об административных услугах
В то же время среди таких проблем государственных реестров следует назвать Реестр административных услуг - единая информационная компьютерная база данных об административных услугах, предоставляемых в соответствии с законом субъектами предоставления административных услуг. Он формируется с целью ведения учета административных услуг и обеспечения открытого и бесплатного доступа к информации о них. Инвалидам могут предоставляться такие услуги как, например, выдача справки о получении (неполучении) государственной социальной помощи, выдача удостоверения личности, что получает государственную социальную помощь, выдача удостоверения «инвалид войны» и другие.
Согласно Порядку ведения Реестра административных услуг и Закона «Об административных услугах» в Реестр вносятся сведения о субъекте предоставления административной услуги, название административной услуги, размер платы (административный сбор) за предоставление государственной услуги (в случае ее предоставления на платной основе), результат предоставления государственной услуги, правовые основания для предоставления государственной услуги и установлении размера платы за ее предоставление. В этом реестре перечень административных услуг подается не по категориям, а потому инвалидам сложно получить необходимую для себя информацию.
В то же время на сегодня существует одна информационная база, посвященная полностью инвалидам - Централизованный банк данных по проблемам инвалидности. Основными задачами банка данных являются: создание единой комплексной информационно-аналитической системы учета инвалидов и детей-инвалидов; проведение анализа и ведения учета данных о- реабилитационных мероприятиях, а также определение потребности в таких мероприятиях; средства и услуги реабилитации, предоставляемых инвалидам и детям- инвалидам, а также определение потребности в таких средствах и услугах инвалидов и детей-инвалидов для выплаты денежной компенсации при выполнении индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; ведение реестра: реабилитационных учреждений, относящихся к сфере управления Министерства социальной политики, Министерства образования и науки, молодежи и спорта, Минздрава и других центральных органов исполнительной власти; негосударственных учреждений и субъектов хозяйствования, которые разрабатывают, изготавливают, реализуют, ремонтируют технические и другие средства реабилитации, изделия медицинского назначения и предоставляют услуги инвалидам и детям-инвалидам домов-интернатов, санаториев, общеобразовательных и высших учебных заведений, территориальных центров, учреждений и организаций, общественных организаций инвалидов, предприятий, обеспечивающих трудоустройство инвалидов.
Определены качественные и количественные показатели наполнения этой информационной базы, которые позволяют акцентировать внимание на следующем:
а) название «Централизованный банк данных по проблемам инвалидности» является нецелесообразным, поскольку в этом случае информация имеет специализированный, узкопрофильный характер, преимущественно по реабилитации инвалидов. Общие вопросы проблем инвалидности фактически освещены;
б) этот банк данных имеет ведомственную сферу применения, поэтому он недоступен для широкой общественности. Эти проблемные аспекты информационного пространства можно решить, в частности путем создания Государственной единой электронной базы по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Ее структура должна состоять из таких информационных подкатегорий: новости - последние события в области проблем инвалидности в мире; нормативная база - международные и отечественные законодательные акты относительно инвалидов; реестр медицинских, учебно-воспитательных, реабилитационных и других государственных и негосударственных учреждений по проблемам инвалидности (адреса, контактная информация, порядок зачисления, прохождение лечения, реабилитации и т. п.);
в) учет инвалидов и детей-инвалидов - общие сведения обо всех инвалидов и детей-инвалидов (Ф.И.О, число, месяц, год рождения, адрес зарегистрированного места жительства; реквизиты паспорта инвалида или свидетельства о рождении; реквизиты документов, подтверждающих право на льготы, характер и причины инвалидности состав семьи инвалида и ребенка-инвалида, уровень доходов семьи инвалида и ребенка-инвалида, потребность в технических и других средствах реабилитации, изделиях медицинского назначения и т.п.). Информация, внесенная в электронную базу в части персональных данных инвалидов, является конфиденциальной и может использоваться органами публичной власти в соответствии с законодательством; перечень административных и социальных услуг- категории и порядок получения административных и социальных услуг, должны предоставляться инвалидам со стороны органов публичной власти; доступ к публичной информации - порядок получения инвалидами необходимой открытой информации, находящейся в ведении органов публичной власти; вопросы и ответы- предоставление электронных ответов на вопросы инвалидов со стороны компетентных должностных и служебных лиц органов публичной власти в оперативном режиме; онлайн-чат - общение между инвалидами в электронном виде; судебная защита прав и свобод инвалидов - освещение процедуры обращения инвалидов с исками в административных судов по обжалованию действий, бездеятельности, принятых нормативно-правовых актов должностными и служебными лицами органов публичной власти.
Функции по координации деятельности операторов банка данных всех уровней и контроль над созданием и функционированием банка данных возлагаются на Министерство социальной политики, а функции по осуществлению контроля над полнотой информации и своевременным ее внесением в банк данных операторами местного уровня, технического обеспечения работы операторов местного уровня, подключения каналов связи к Интернету- на областные.
Полномочия операторов всех уровней закреплены в «Об утверждении Положения о централизованном банке данных по проблемам инвалидности». Вопросы правового закрепления функционирования Государственной единой электронной базы по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов должны решаться с помощью отдельного Постановления «Об утверждении Положения о Государственной единой электронной базе по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов».
Анализ правового обеспечения информационного пространства по реализации и защиты прав и свобод инвалидов дает основания сделать выводы, которые предварительно были изложены в ряде статей и апробированы в ходе участия в конференциях различных уровней:
реализации прав и свобод инвалидов от центрального до местного уровней.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)