Информационное общество
В общих чертах информационное общество - социологически-философская концепция, которая главным фактором общественного развития определяет производство и использование научно-технической и других видов информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «Смену стадий», сторонники этой теории связывают становление общества с доминированием четвертого сектора экономики, после сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знаниям. Следствием революционных действий информационных технологий является изменение классов в информационном обществе социально не определенных «информационными сообществами».
К информационному или постиндустриальному обществу относят такую фазу в развитии цивилизации, при которой главными продуктами производства становятся не вещи и энергия, а информация и знания. Ведущими тремя чертами, которые отличают подобный социум от всех его предшественников, считаются:
создание глобального информационного пространства, способного обеспечить новое качество жизни;
увеличение удельного веса информационно - коммуникативных технологий, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте страны;
появление качественно новых коммуникаций и эффективного информационного взаимодействия людей на основе растущего доступа к национальным и мировым информационным ресурсам, преодоление информационного неравенства, прогрессирующее удовлетворения человеческих потребностей в информационных продуктах и услугах.
Итак, определяя понятие «информационное общество», следует руководствоваться такими понятиями.
Во-первых, это общество, в котором созданы значительные информационные ресурсы. Производство, хранение, распространение и передача аудиовизуальной продукции, а также деловой и развлекательной информации становится важнейшей частью экономики; сформирована информационная индустрия, которая содержит в своем составе компьютерную и телекоммуникационную промышленность, разработчиков аудиовизуального содержания и программного обеспечения, производителей элементной базы для компьютерной и коммуникативной техники, бытовой электроники и тому подобное. При этом существенно возрастает техническая правовая возможность доступа граждан к различным источникам информации.
Во-вторых, информационное постиндустриальное общество можно считать следующим этапом социально-экономического развития общества, на котором доминирующим объектом производства и потребления становятся информационные продукты и услуги, которые по объему потребления преобладают товары, произведенные промышленностью и сельским хозяйством. В современных реалиях глобальным требованием, является построение гражданского общества, при высоком уровне информатизации и развития технологий сможет со временем привести переход к уровню информационного общества.
В Декларации принципов ООН «Построение информационного общества- глобальная задача в новом тысячелетии» отмечается стремление главной международной институции к построению в мире ориентированного на интересы людей, открытого для всех и направленного на развитие информационного общества, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество жизни на основе целей и принципов Устава ООН, соблюдая в полном объеме Всеобщую декларацию прав человека.
Необходимыми благоприятными условиями существования информационного общества на международном и национальном уровнях признаны: верховенство права, а также предполагаемая политическая и правовая базы, учитывающие национальные особенности. В то же время органы публичной власти должны осуществлять мероприятия по компенсации неэффективности рыночных механизмов, поддержки добросовестной конкуренции, привлечение инвестиций, содействие развитию инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, использования на максимальном уровне экономических и социальных выгод с учетом национальных приоритетов. Также международно- правовой акт регламентирует, что при построении информационного общества национальные публичные администрации должны уделять приоритетное внимание особым потребностям незащищенных слоев населения, в том числе лицам с ограниченными функциональными возможностями. Это свидетельствует о необходимости углубления на национальном уровне информатизации сферы реализации и защиты прав и свобод инвалидов, в том числе путем принятия среднесрочных государственных программ и стратегий, внедрение и развитие информационных баз, государственных реестров по исследуемому вопросу.
На выполнение международных требований осуществляется интенсивная информатизация большинства сфер человеческой жизни и деятельности, что является гарантией того, что новейшие информационные технологии скоро станут определяющими факторами социально экономического и интеллектуально- духовного развития социума.
Этот процесс характеризуется следующими объективными признаками:
- Обмен информацией получил мгновенный и глобальный характер, расстояния и государственные границы уже не является существенным препятствием для движения информационных потоков;
- Значительно выросли и продолжают расти возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
- Существенно возросло и продолжает расти значение доступа к информации для развития различных сфер человеческой деятельности;
- Возникает и все больше обостряется проблема информационного неравенства и бедности как на внутреннем и региональном, так и на международном уровнях;
- Происходит переход к новым формам занятости населения, в том числе формируются новые трудовые ресурсы за счет увеличения количества занятых в информационно ориентированных типах работ;
- Беспрецедентно выросло количество персональных и корпоративных контактов на локальном и глобальном уровнях, государство активно включается в процессы формирования новых транснациональных сообществ и идентичностей.
Новейшей страницей законодательного урегулирования процесса становления информационного общества и развития информационного пространства является закон «Об основных принципах развития информационного общества» и Стратегия развития информационного общества
Прежде всего, в них определены основные стратегические цели развития информационного общества, а именно:
- Ускорение разработки и внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни, в частности в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- Развитие национальной информационной инфраструктуры и ее интеграция с мировой инфраструктурой;
- Создание общегосударственных информационных систем, прежде всего, в сферах здравоохранения, образования, науки, культуры, охраны окружающей среды;
- Государственная поддержка использования новейших информационно-коммуникативных технологий средствами массовой информации;
- Использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования государственного управления, отношений между государством и гражданами, становления электронных форм взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;
- Защита информационных прав граждан, прежде всего, по доступности информации, защиты информации о лице
- Совершенствование законодательства по регулированию информационных отношений.
С целью достижения определенных целей отечественный законодатель обязал органы публичной власти создать целостную систему законодательства, гармонизированной с нормами международного права по вопросам развития информационного общества, в частности осуществить кодификацию информационного законодательства.
При этом отмечено соблюдение в их деятельности общих принципов Конституции, а также основ свободы создания, получения, использования и распространения информации- объективности, достоверности, полноты и точности информации; гармонизации интересов человека, общества и государства в информационной деятельности; ограничение доступа к информации исключительно на основании закона; гармонизации информационного законодательства и всей системы отечественного законодательства. Указанные нормативно-правовые акты уполномочивают также органы публичной власти подготовить и внести изменения в законодательство по вопросам информатизации, в частности с учетом требований по: предоставлении органами государственной власти и органами местного самоуправления юридическим и физическим лицам информационных услуг с использованием сети Интернет; внедрение электронного документооборота и электронной цифровой подписи, дистанционного обучения, телемедицины, электронных платежных систем, электронного бизнеса, электронных бирж, аукционов и депозитариев и др.
В то же время в Плане мероприятий относительно реализации Стратегии реформирования системы предоставления социальных услуг, предложены пункты по- совершенствованию информационно-аналитической системы социальной защиты инвалидов с включением в нее сведений о перечне социальных услуг, реестра субъектов, которые предоставляют социальные услуги, реестра лиц, получающих социальные услуги; широкого информирования инвалидов о предоставлении социальных услуг, в частности путем распространения социальной рекламы, проведение разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации. Имеющиеся государственные инициативы в информационной сфере являются чрезвычайно важными и своевременными. В то же время по ряду объективных и субъективных причин политического, экономического, социального и иного характера большинство из них остается на начальном уровне исполнения.