Инклюзивное образование на всех уровнях
В рамках законодательного закрепления положений законодательную инициативу о принятии закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», в котором определен понятийный аппарат- заведение интегрированного обучения, специальное образование, специальное учебное заведение, специальное учебное подразделение; очерчена государственная политика в сфере специального образования, определены полномочия органов публичной власти в сфере специального образования. Внесение таких изменений крайне необходимо, если не в пределах указанного законопроекта, то в закон «Об образовании» с последующим трансфером ключевых правовых норм в законы «О высшем образовании», «О дошкольном образовании» и др.
Полученные в ходе исследования данные подтверждают это обстоятельство. На вопрос: "обеспечивается инклюзивное образование на всех уровнях? Ответили Да только 55% III категории респондентов.
Третий раздел «Взаимодействие органов публичной власти с некоммерческими организациями по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов» законопроекта должен содержать- принципы, формы взаимодействия, механизм его реализации, который предусматривает создание консультативно-совещательных и экспертных органов, участие в совместных проектах научно-исследовательского, информационного, воспитательного направления по принципу равного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями. С целью детализации этих положений предлагается принятие закона «Об общественных организациях инвалидов», что обусловлено необходимостью урегулирования специального статуса этих объединений граждан;
- Постановление «О взаимодействии органов публичной власти и общественных организаций инвалидов в обеспечении прав и свобод инвалидов», в рамках которого следует систематизировать формы взаимодействия органов публичной власти и общественных организаций инвалидов, а также процедуру их внедрения в совместной деятельности.
В рамках четвертого раздела «Ответственность органов публичной власти за нарушение прав и свобод инвалидов» необходимо систематизировать перечень нарушений прав и свобод инвалидов органами публичной власти, юридическими и физическими лицами; определить субъекты контроля над соблюдением законодательства относительно реализации прав и свобод инвалидов; определить роль прокуратуры в обеспечении надзора за соблюдением законодательства. С целью детализации этих положений:
- Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях:
ст. «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий»,
ст. «Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов»,
ст. «Нарушение правил предоставления услуг и требований безопасности при предоставлении услуг по перевозке пассажиров или грузов автомобильным транспортом»,
ст. «Невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и своевременной подачи отчета в Фонд социальной защиты инвалидов»;
- Дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьями:
а) глава «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления» дополнить отдельной статьей «Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов, ветеранов войны»;
б) главу «Административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения» дополнить статьей «Нарушение законодательства о реабилитации инвалидов».
Таким образом, анализ опыта развитых стран мира свидетельствует о неэффективности пассивной государственной политики, направленной на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов, которые формируются в основном на основе правового закрепления компенсационных расходов - пенсий, пособий, льгот, компенсаций и тому подобное.
Вектором в переформировании модели инвалидности с медицинской в социальную- определяет приоритетное направление деятельности органов публичной власти, является направление его на реализацию инвалидами всех прав и основных свобод человека без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности.
Одним из путей реализации этого направления деятельности органов публичной власти стало внедрение обновленной идеологии их функционирования, построенной на гармонизации отношений публичной власти и человека, сказалось на необходимости реформирования действующего законодательства вроде законодательства, гарантирующего реализацию прав и удовлетворения потребностей инвалидов наравне с другими гражданами.
Таким нормативно правовым актом должен стать закон «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов». В нем предложено выделить четыре раздела:
Раздел I. Общие положения.
Раздел II. Направления деятельности публичной администрации относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Раздел III. Взаимодействие субъектов публичной администрации с некоммерческими организациями по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Раздел IV. Ответственность органов публичной администрации за нарушение прав и свобод инвалидов.
С целью детализации определенных в Законе положений обоснована необходимость внесения изменений в действующие нормативно-правовых актов, которые являются специализированными в соответствующих сферах- антидискриминационной, информационной, градостроительной, архитектурной, транспортной, образовательной, здравоохранении, социальной защиты, гражданской защиты, которая обеспечит комплексность реализации прав и свобод инвалидов от центрального до местного уровней.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)