Обязательства органов публичной власти в сфере защиты прав и свобод инвалидов
Необходимо предусмотреть в рамках закона обязательства органов публичной власти организовывать оповещение, эвакуацию и прибытие на сборные пункты эвакуации неработающего населения, в том числе инвалидов с поражением органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, психическими расстройствами по месту жительства; проводить разъяснительную работу и ознакомительные обучения инвалидов к поведению и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации; привлекать общественные организации инвалидов для проведения ознакомительной и разъяснительной работы по проведению эвакуации; осуществлять защиту инвалидов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Как правило, для такой перевозки используется частный автомобильный транспорт (преимущественно волонтерский), привлечение которого к выполнению перевозок в районе операции нормативно не определено. Транспорт силовых и специальных структур не может быть использован, поскольку возрастает вероятность нападений.
Все изложенное свидетельствует о необходимости совершенствования действующего законодательства и
механизмов его реализации. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения:
- Положение «О единой государственной системе гражданской защиты» дополнить отдельным пунктом: «Для осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций центральными и местными органами исполнительной власти.. разрабатываются планы реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом потребностей инвалидов с поражением органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, психическими расстройствами» ;
- Кодекс гражданской защиты дополнить:
ст. 8 «Единая государственная система гражданской защиты» пунктом следующего содержания: «Осуществление мер по обеспечению защиты и безопасности инвалидов» ;
ст. 17 «Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты» пунктом следующего содержания: «организует совместно с общественными организациями инвалидов обучение по вопросам гражданской защиты, рассматривает и утверждает программы по обучению инвалидов действиям в чрезвычайных ситуациях, организует и контролирует их выполнение» ;
- Здания и сооружения. Защитные сооружения гражданской обороны, в которых предусмотреть требования к защитным сооружениям гражданской обороны, их реконструкции и ремонта с учетом потребностей их доступности для людей инвалидностью;
- Принять межведомственный нормативно-правовой акт «Об утверждении Порядка проведения эвакуации инвалидов в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций», согласованного с заинтересованными органами- Министерством внутренних дел, Министерством обороны, Министерством социальной политики, Министерством инфраструктуры, Государственной службой по вопросам чрезвычайных ситуаций и с органами местного самоуправления, в котором следует предусмотреть организацию проведения эвакуации инвалидов, полномочия органов публичной власти по эвакуации, планирование эвакуации инвалидов, порядок проведения эвакуации инвалидов и их последующее размещение, социальная защита эвакуированных инвалидов.
Кроме того, следует акцентировать внимание на изложении положений разделов Закона, касающиеся, прежде всего, направлений деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов в сфере занятости и трудоустройства; предоставлении образовательных услуг- доступности транспортных средств; доступности жилья; социального обслуживания; медицинского обеспечения; доступности социальной инфраструктуры; предоставлении административных услуг; доступа к информации; организации просветительской и воспитательной работы; доступа к правосудию. В рамках возможного законопроекта следует более детально определить правовые средства деятельности органов публичной власти, направленные на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов. Таким образом, реализация права на доступ к социальной инфраструктуры должна соответствовать такой конструктивной модели: место жительства - транспортная инфраструктура - социальная инфраструктура - место жительства.
В связи с этим к полномочиям органов публичной власти следует отнести:
1. Обеспечение архитектурной доступности. Осуществление контроля за состоянием обеспечения доступности для инвалидов с поражениями органов зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата к имеющихся объектов физического окружения; совершенствования деятельности органов публичной власти по осуществлению контроля за разработкой проектной документации, использованием проектной документации, разработанной с нарушением государственных строительных норм и стандартов в части обеспечения доступности для лиц с инвалидностью; принятие мер комплексной реконструкции кварталов
(Микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с соблюдением требований по без барьерному доступу к ним инвалидов и лиц пожилого возраста. Необходимо также упорядочить и внести изменения в действующие нормативно-правовые акты в части их согласования с возможным законодательным актом и совершенствование их положений по усилению контроля за строительством и реконструкцией сооружений.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в:
- закон «О регулировании градостроительной деятельности» - «Принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов» после слова «сертификата» дополнить словом «декларации»;
- Постановление «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» :
1) часть 1 «Общих положений» изложить в следующей редакции: «.. по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования» ;
2) п. 2 «Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется за соблюдением" дополнить частью следующего содержания: «Осуществление контроля за состоянием обеспечения доступности для инвалидов с поражениями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и пожилых людей к объекту архитектуры» ;
3) дополнить отдельным пунктом п. 3 п. 11: «Выдавать обязательные для исполнения предписания с целью устранения нарушения требований государственных строительных норм по доступности инвалидов и пожилых людей» ;
- Постановление «Вопросы принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов» дополнить отдельным пунктом Декларацию о готовности объекта к эксплуатации: «На объекте выполнены все требования, предусмотренные проектной документацией в соответствии с государственными строительными нормами по доступности для людей с инвалидностью» ; Постановление «Основанием для отказа в выдаче сертификата есть» дополнить частью следующего содержания: «несоответствие объекта проектной документации и требованиям государственных строительных норм по доступности для людей с инвалидностью». - закона «Об архитектурной деятельности» :
1) «Государственный архитектурно-строительный контроль и надзор» после слов «требований исходных данных» дополнить словами «создание беспрепятственной доступности для инвалидов и пожилых людей» ;
2) «Обязанности архитектора, других проектировщиков» после слов «исходных данных на проектирование» дополнить словами «и соблюдением требований по созданию беспрепятственного доступа инвалидов и пожилых людей» ;
3) «Обязанности заказчиков и подрядчиков» дополнить отдельным пунктом «обеспечивать строительство объектов архитектуры в соответствии с государственными строительными нормами по доступности для людей с инвалидностью и пожилых людей»;
- закона «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда» :
1) дополнить отдельным пунктом «Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства» :» принимать меры комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с соблюдением требований по без барьерному доступу к ним инвалидов и пожилых людей» ;
2) дополнить отдельным пунктом ст. 7 «Полномочия органов местного самоуправления»: «инициировать проведение государственного контроля на реконструируемых объектах по соблюдению государственных стандартов по созданию беспрепятственной жизненной среды для инвалидов и пожилых людей»;
- закона «О местном самоуправлении» : ст. 31 «Полномочия в области строительства» дополнить отдельным пунктом:
1) собственные (Самоуправляющиеся) полномочия: обеспечение при проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих объектов жилого и общественного назначения созданию беспрепятственной жизненной среды для инвалидов и пожилых людей; п. 6 изложить в следующей редакции: "подготовка и представление на утверждение совета соответствующих местных градостроительных программ, генеральных планов застройки населенных пунктов, другой градостроительной документации осуществляется с учетом потребностей инвалидов и пожилых людей» ;
2) делегированные полномочия изложить в следующей редакции: «осуществление в установленном порядке государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденного градостроительной документации.. в том числе за не создание беспрепятственной жизненной среды для инвалидов и пожилых людей».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)