Упорядочение административно-правовых норм
С целью упорядочения административно-правовых норм и соблюдения этих ключевых требований в возможном законодательном акте следует использовать одну из основных форм систематизации законодательства - кодификацию. Не детализируя теоретические положения кодификационной деятельности, проанализируем специфику ее осуществления в исследуемом направлении.
На сегодня мы можем констатировать значительный интерес законодателя к проблематике адаптации национального законодательства с положениями Конвенции ООН о правах и свободах инвалидов. Подтверждением этого является наличие законопроектов по совершенствованию законодательства. Кроме того, можно назвать многочисленные законодательные инициативы, предложенные Комитетом по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, Комитетом по вопросам социальной политики и труда, Комитетом по вопросам европейской интеграции, направленные на адаптацию национального законодательства с Конвенцией ООН о правах инвалидов, однако большинство из них проходят только проектную стадию. Значительная часть законодательных инициатив наработана с учетом опыта общественных организаций инвалидов, исследования данных общественных мониторингов, целью которых является улучшение ситуации с соблюдением прав и свобод инвалидов.
Учитывая изложенное, и руководствуясь тем, что именно административному праву, как уже отмечалось ранее, должна принадлежать ведущая роль в урегулировании общественных отношений, которые возникают в исследуемом направлении, итогом такого анализа естественно должно стать построение модели проекта базового закона, которым должен стать предложенный закон «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов». Это предложение подтверждается данными социологического опроса второй категории респондентов. Таким образом, на вопрос: "Нуждается ли в существенном дополнении и изменении действующего законодательства относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов? 60% респондентов ответили ДА.
При создании этого кодификационного акта следует отойти от стандартных форм кодификации, системные связи можно организовать и другим способом- путем формирования единых принципов реализации таких норм, то есть создание соответствующих принципов, которые и будут играть роль связей между всеми нормами, регламентирующими исследуемое направление, хотя и содержатся они в разных нормативных актах.
Систематизацию, построенную на таком способе создания системных связей, можно условно назвать «концептуальной кодификацией», которая должна соотноситься с математическим фрактальным
подходом, то есть все элементы концепции взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, одновременно углубляя и раскрывая с разных сторон сущность определенной идеи, направленной на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов.
Внедрение фрактального подхода в построении закона позволит с помощью разно отраслевых направлений достичь комплексного результата. Такая кодификация должна быть направлена на выработку стабильной юридической конструкции деятельности органов публичной власти, которая должна базироваться на общих принципах, закрепленных в Конвенции ООН о правах инвалидов и других международных законодательных актах. Основой этой кодификационной деятельности могут быть положения Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов ». Положения настоящего Закона систематически совершенствуются и детализируются подзаконными нормативными актами, что в комплексе ослабляет гарантии защиты прав инвалидов, усложняет механизмы реализации лицами с инвалидностью своих прав, опровергает государственный надзор и общественный контроль над их соблюдением. Учитывая предлагается разработать и принять на базе Конвенции ООН о правах инвалидов единый законодательный акт по правам инвалидов, которым, по нашему мнению, должно быть закон «О деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов».
Предложенный законодательный акт должен иметь такую структуру.
Раздел I. Общие положения.
Раздел II. Направления деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Раздел III. Взаимодействие субъектов и органов публичной власти с некоммерческими организациями по вопросам реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Раздел IV. Ответственность органов публичной власти за нарушение прав и свобод инвалидов.
Кроме того, следует более детально проанализировать изложенные в нем положения, которые могут иметь дискуссионный характер, а также, учитывая его нормы, предложить изменения в действующие нормативно-правовых актов. Преамбула- в рамках которой следует определить стратегические направления деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов путем обеспечения равных возможностей для их участия в социально-экономической и культурной жизни государства, а также активизации сотрудничества с общественными объединениями инвалидов.
Обеспечить создание необходимых условий, позволяющих инвалидам эффективно реализовать права и свободы человека и гражданина и вести полноценный образ жизни согласно индивидуальным возможностями, способностями и интересами. Повысить уровень осведомленности населения об особых потребностях инвалидов, формирование уважения к их правам, личности и достоинства.
Цель закона.
Формируя общие положения законодательного акта, следует исходить из его цели, которая должна быть направлена, в отличие от действующих законодательных актов, на публично-сервисный характер деятельности органов публичной власти. Таким образом, целью настоящего Закона является правовое обеспечение деятельности органов публичной власти по обеспечению реализации и защиты прав, свобод и удовлетворения потребностей инвалидов наравне с другими гражданами, улучшение условий их жизнедеятельности в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.
Общие принципы.
Предложенный законодательный акт должен утверждать фундаментальные принципы, которые под влиянием политической и правовой культуры, морали, административных и социальных потребностей повлияют на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов. На сегодня эти принципы не очерчены ни в одном законодательном акте.
В связи с этим следует выделить основные идеи и положения, которые должны быть заложены в систему гарантий прав и свобод инвалидов:
уважение к присущему человеку достоинства, его личной самостоятельности, свободы собственного выбора и независимости;
не дискриминация;
полное и эффективное вовлечение в общественную жизнь;
уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента человеческого разнообразия и части человечества;
равенство возможностей;
доступность;
гендерное равенство;
уважение к таким способностям детей-инвалидов, и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (ст. 3 Конвенции о правах инвалидов).
Гендерная направленность закона.
Более подробно необходимо определить позицию по специфическому праву и положению мужчин-инвалидов и женщин-инвалидов. На сегодня положение закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», регламентирующего реализацию и защиту прав и свобод инвалидов- не содержит отдельных норм, касающихся прав и свобод мужчин-инвалидов и женщин с инвалидностью, отдельности не детализируется дискриминация по половому признаку в отношении мужа-инвалида и женщины-инвалида, отсутствуют отдельные нормы, касающиеся специфики реабилитации и социальной защиты мужчин-инвалидов, женщин и девушек с инвалидностью во всех сферах общественной жизни. И нередки случаи дискриминации мужчин-инвалидов и женщин с инвалидностью. Зато судебная практика национальной юрисдикции не содержит судебных дел, рассмотренных в связи с половой дискриминацией лиц с инвалидностью в любой сфере общественной жизни. В связи с этим следует констатировать неразвитость дифференцированного подхода к вопросам инвалидности с учетом гендерного аспекта, что требует повышения осознанности о риске двойной дискриминации по признакам пола и инвалидности, что неоднократно подчеркивали международные эксперты, а также 30% опрошенных респондентов. Необходимо также пересмотреть имеющуюся идеологию материнства, поскольку в основном она носит дискриминационный характер по отношению к женщине-инвалиду, особенно в реализации права на деторождение и реализацию форм социального материнства, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона. Как показывает зарубежный опыт, в отдельных странах операция по искусственному прерыванию беременности недееспособного женщины по согласованию с его законным представителем в обязательном порядке должна быть подтверждена разрешением суда.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)