Гарантии защиты прав и свобод инвалидов
Гарантии защиты прав и свобод инвалидов - осуществление административного судопроизводства.
Все государства-участники ООН обеспечивают инвалидам наравне с другими лицами эффективный доступ к правосудию, предусматривая процессуальные и соответствующие возрастные коррективы, облегчающие выполнение ими роли непосредственных и опосредованных участников на всех стадиях юридического процесса, в том числе на стадии расследования и другие стадии предварительного производства. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона который решит спор относительно его прав и обязанностей.
Сводные данные из Единого государственного реестра судебных решений относительно принятых решений по судебным делам, участниками которых являются инвалиды свидетельствуют о значительном количестве рассмотрения дел в судах различной юрисдикции. Более того, государство гарантирует инвалидам право на обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Особенно в такой защите нуждаются лица с ограниченными функциональными возможностями по своему физическому или психическому состоянию, с преимущественно тяжелым материальным положением, имеющие недостаточный образовательный уровень и тому подобное. Таким образом, специалисты общественной организации незрячих юристов, основываясь на многолетней практической деятельности, отмечают, что люди с инвалидностью остаются одной из наиболее изолированных групп в любом обществе, которым отказывают в возможностях, которые позволили бы им реализовать свои права наравне с другими гражданами.
Кроме того, эта категория лиц подвергается дискриминации, в частности в сферах доступа к правосудию, участия в политической и общественной жизни и тому подобное. В большинстве случаев низкая правовая осведомленность инвалидов исключает их самостоятельную защиту от бездействия органов публичной власти, должностных и служебных лиц.
Следовательно, осуществление прозрачного и эффективного административного судопроизводства следует рассматривать как действенный механизм стабилизации социально справедливой взаимодействия органов публичной власти с наиболее уязвимыми членами общества. Административное судопроизводство направлено на защиту прав личности в публично правовых отношениях от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.
По своему статусу в обществе участники таких правоотношений находятся в неравных условиях, поэтому административный суд должен принять все предусмотренные законом меры, чтобы защитить нарушенные органом власти права человека- в том числе собирать доказательства по собственной инициативе, выходить за пределы требований сторон в той мере, насколько это необходимо для полной защиты прав человека.
В связи с этим, согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС), задачей административного судопроизводства является- защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел.
Административный иск может подаваться инвалидом в административный суд в форме письменного искового заявления лично или его представителем. Он может содержать- требования об отмене или признании недействительным решения субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений; обязательства субъекта властных полномочий принять решение или совершить определенные действия; обязательства субъекта властных полномочий воздержаться от совершения определенных действий; взыскании с субъекта властных полномочий средств на возмещение вреда, причиненного его незаконным решением, действием или бездействием; выполнение остановленного или несовершенного действия; установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.
При решении дела суд может удовлетворить административный иск инвалида полностью или частично, или отказать в его удовлетворении полностью или частично и принять решение в соответствии с определенной в иске требования. Суд может принять другое постановление, которое бы гарантировало соблюдение и защиту прав, свобод, интересов инвалида, других субъектов в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов властных полномочий.
Анализ данных Единого государственного реестра судебных решений об административных исков инвалидов к субъектам властных полномочий позволяет выделить следующие два основных органы публичной власти- ответчиков управления пенсионного фонда и управления труда и социальной защиты населения. В основном иски касались выплаты различных видов государственной материальной помощи, пенсий, компенсаций и т. п.
Итак, основным предметом рассмотрения публично-правовых споров в судебном порядке были вопросы восстановления нарушенных прав инвалидов на их надлежащее социальное обеспечение со стороны отдельных институтов публичной власти. Такая тенденция последних лет является логичной, поскольку с момента внедрения административного судопроизводства в независимом и абсолютном большинстве судебных разбирательств превалирует указанная категория дел. Поэтому отечественный законодатель с целью скорейшего решения публично-правовых споров в сфере социального обеспечения, восстановления нарушенных прав, прежде всего, инвалидов и пожилых людей, ввел статью «Сокращенное производство». Сокращенное производство применяется в административных делах- в частности относительно обжалования физическими лицами решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по исчислению, назначению, перерасчету, осуществлению, предоставлению, получению пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот.
Судья рассматривает дело в порядке сокращенного производства единолично, без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле. Дело должно быть рассмотрено в порядке сокращенного производства в течение определенных сроков. Большинство отечественных специалистов и ученых в сфере административного судопроизводства уместно подчеркивают, что процессуальные аспекты решения публично-правовых споров является относительно регламентированными в действующем законодательстве, и целом не противоречат европейским стандартам. Однако приходится констатировать, что, несмотря на это, на практике защита прав и свобод инвалидов остается сложным и малоэффективным. Поэтому необходимо дальнейшее развитие правоприменительной сферы административных судов, в частности путем надлежащей реализации положений совершенствования судопроизводства для утверждения справедливого суда в соответствии с международными стандартами и рядом других подобных задекларированных отечественным законодателем нормативно-правовых актов с учетом проблем инвалидности.
В то же время эти позиции рассчитаны на долгосрочную реализацию, тогда как отдельные вопросы можно решить в ближайшее время. Таким образом, значительное количество региональных организаций инвалидов отмечают, что проблема без барьерной доступности правосудия состоит из нескольких различных аспектов, целесообразно было бы разграничить и законодательно решить с определенными блоками:
преодоление информационной недоступности;
преодоления архитектурной недоступности;
обеспечение доступной правовой помощи.
Такая позиция детализируется в данных социологического опроса, согласно которым 55% респондентов-инвалидов отметили неэффективность доступа к правосудию. Итак, с учетом этих замечаний возможно внести соответствующие изменения в действующее законодательство, а именно: дополнить подпунктом:
«обеспечивает сопровождение инвалидов в помещение суда, оказывает им помощь во время ознакомления с материалами дела, а также в составлении процессуальных документов» ;
«сопровождает инвалидов в зале судебного заседания, предоставляет им другую необходимую помощь в передвижении в случае необходимости» ;
«Присутствие переводчика, который владеет техникой общения с глухими, немыми или глухонемыми, обязательно при условии, если одна из сторон дела- инвалид. Оплата труда переводчика осуществляется за счет государственных средств» ;
«Инвалидам, которые принимают участие в деле, для ознакомления с материалами дела должна предоставляться отдельная технически приспособленная комната на первом этаже суда»
«Здания и сооружения. Суды», утвержденных приказом Министерства регионального развития и строительства следующим содержанием:»
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)