Адаптация к учебному процессу инвалидами
Лицам с ограниченными функциональными возможностями по состоянию здоровья чрезвычайно сложно адаптироваться к учебному процессу, наряду с другими воспринимать и усваивать учебный материал. Кроме того, ситуация осложняется из-за постоянной дискриминации и неуважения к инвалидам со стороны других членов общества, что отягощает их социальную интеграцию и получение надлежащего уровня знаний, необходимого для трудоустройства. С целью урегулирования этих проблем мировое сообщество приняло ряд общеобязательных нормативно-правовых актов в сфере образования инвалидов, должны реализовываться публичными администрациями государств-членов ООН.
Таким образом, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (ООН), 1989 отмечено, что органы государственной власти, несмотря на инвалидность лица:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) способствуют развитию различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального;
в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.
Также об обязательности среднего образования и недопущения дискриминации в сфере образования отмечается в многочисленных правовых актах таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития и ЮНЕСКО. Основными тезисами этих документов являются: дети с особыми потребностями должны учиться в общеобразовательных, а не отдельных учебных заведениях; к детям-инвалидам следует применять концепцию справедливости и личного уважения.
В то же время в правиле 6 «Образование» Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20. 12. 1993 48/96 «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» уточняется, что органам публичной власти следует обращать особое внимание на обеспечение доступа к образованию малолетним и детям-инвалидам дошкольного возраста, а также взрослым инвалидам, особенно женщинам.
С этой целью органам публичной власти следует: иметь четко сформулированную государственную политику, которая поддерживается на уровне образовательных учреждений; обеспечивать гибкость учебных программ, возможность вносить в них дополнения и изменения; предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечивать на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки.
С момента принятия Конвенции о правах инвалидов (ООН), 2006 г. входит в широкое употребление термин «инклюзивное образование», который предусматривает реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей для всех граждан. Таким образом, инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанных на принципе обеспечения основного права детей на образование, права учиться по месту жительства и предполагает обучение ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательного учреждения.
Статья 24 «Образование» этого международно-правового акта регулирует положение, согласно которому органы публичной власти, гарантируя реализацию права на инклюзивное образование, должны обеспечивать- недопущение исключения инвалидов из системы общего образования, а детей-инвалидов - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; равные возможности доступа к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания; разумное приобретение приспособления, учитывающего индивидуальные потребности; получения в системе общего образования необходимой поддержки для облегчения их эффективного обучения; эффективные меры по организации индивидуальной поддержки.
В то же время Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, 1994 призывает органы публичной власти государств-членов ООН:
1) реализовывать государственную политику и систематически выделять бюджетные ассигнования на совершенствование системы образования инвалидов;
2) урегулировать на уровне закона вопрос инклюзивного образования инвалидов;
3) разрабатывать демонстрационные проекты и поощрять обмены со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ;
4) воплощать в жизнь механизмы на основе децентрализации и широкого участия в области планирования, мониторинга и оценки образования, предоставляемого для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями;
5) разрабатывать стратегии, касающиеся заблаговременного выявления таких потребностей и конкретных мер, а также профессиональных аспектов инклюзивного образования.
Кроме указанных международных документов, принято много других нормативно правовых актов по образованию, которые в той или иной мере касаются инвалидов, а именно:
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ООН), 1960,
Рекомендация ЮНЕСКО о развитии образования взрослых, 1974,
Конвенция о техническом и профессиональном образовании (ЮНЕСКО), 1989,
рекомендация 1281 (1995) Парламентской ассамблеи Совета Европы государствам-членам о гендерном равенстве в области образования, 1995г.,
Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО), 1995г.,
Рекомендация R (99) 2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о среднюю образование, 1999,
Рекомендация 1437 (2000) Парламентской ассамблеи Совета Европы государствам-членам о неформальном образовании, в 2000 г.,
Коммюнике ЮНЕСКО «Новая динамика высшего образования и науки для социального изменения и развития», 2009 г. и др.
и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
б) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;
в) курсы повышения квалификации для инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)