Квоты при приеме на работу инвалидов
Одним из важных нововведений, предусмотренных в Рекомендации МОТ от 22. 06. 1955 99 «О переквалификации инвалидов», является ведение квот при приеме на работу инвалидов. Эти требования к работодателям вызвали негативный резонанс среди значительного количества экспертов в сфере занятости. По их мнению, речь идет уже о дискриминации трудоспособных лиц, а не инвалидов. Итак, предлагалось не лишать права на труд лиц с ограниченными функциональными возможностями, а предоставлять работу по медицинским рекомендациям и наличием свободных рабочих мест. В противном же случае - предоставление квот при приеме на работу инвалидов может привести к дефициту квалифицированных работников, и как результат - привести к снижению экономических показателей производства. Однако- эти экспертные позиции не были восприняты мировым сообществом, ведь инвалидам по квоте при приеме на работу выделялось лишь до 4% рабочих мест и это не могло нанести какого-либо ущерба производству, но при этом могло ограничить право на труд этой категории лиц, приводя еще к большим проблемам в их адаптации к общественному образу жизни. Именно поэтому в следующей Конвенции МОТ от 25. 06. 1958 111 «О дискриминации в области труда и занятий» разъяснено, что любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях, не считается дискриминацией (ч. 2 ст. 2). Более того, в Конвенции МОТ от 20. 06. 1983 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» отмечается, что государственная политика в сфере занятости построена на принципе равенства возможностей инвалидов и работников в целом. Итак, специальные позитивные меры органов публичной власти, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других работников не считаются дискриминационными в отношении других работников (ст. 4). В Конвенции МОТ от 29. 06. 1967 128 «О помощи в случае инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» отмечена необходимость расширения государственных служб и органов, ответственных за сферу трудоустройства и занятости инвалидов. Прежде всего речь идет о Службе восстановления работоспособности, целью которых является подготовка инвалидов к восстановлению их прежней деятельности; принятие мер, способствующих трудоустройству инвалидов (ст. 13). Другие международные документы, принятые МОТ, также развивают и регулируют деятельность органов публичной власти в сфере трудоустройства, занятости, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов. Например, Конвенция МОТ 23. 06. 1975 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития человеческих ресурсов» закрепляет необходимость разработки и совершенствования программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанных с занятостью, в частности государственными службами занятости; постепенного расширения системы профессиональной ориентации и постоянной информации о занятости с целью обеспечения доступности информации и наиболее широкой ориентации для лиц с физическими и умственными недостатками (Ст. 1, 3).
Эти принципы получили дальнейшее развитие в Конвенции МОТ от 20. 06. 1983 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», которая регламентирует необходимость компетентным органам публичной власти принимать меры с целью организации и оценки служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других, связанных с ними служб, с целью предоставить инвалидам возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе (ст. 7).
В то же время Конвенцией МОТ 21. 06. 1988 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» определена необходимость создания условий, при которых работодатели были бы заинтересованы предлагать, в частности инвалидам, продуктивную занятость, а остальным - искать такую занятость (ст. 2). Указанные положения были развиты в ст. 27 «Труд и занятость» Конвенции о правах инвалидов (ООН), 2006г. В том числе о запрете дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости; защиты прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда; предоставление инвалидам возможности для эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации; трудоустройства инвалидов в государственном секторе;
обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места и др.
Анализ положений указанных международных документов позволяет выделить следующие международные стандарты деятельности органов публичной власти по трудоустройству, занятости, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов- внедрение и реализация национальных программ и планов мероприятий по трудоустройству, трудовой деятельности, профессионального обучения инвалидов и т. д.; стимулирование работодателей к приему лиц с инвалидностью на работу путем предоставления льгот по налогообложению, государственных закупок их продукции, предоставляемых услуг и тому подобное; реализация государственной политики по недопущению дискриминации инвалидов на рабочем месте, создание соответствующей психологической обстановки в трудовом коллективе и т. п.; обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими; введение квот при приеме на работу инвалидов в учреждениях, предприятиях организациях, осуществление контроля в этой сфере, а также привлечения к административной ответственности недобросовестных работодателей; проведение соответствующих административных и регулятивных мер по расширению возможностей инвалидов для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
обеспечение соблюдения таких условий труда, соответствующих медицинским рекомендациям для инвалидов, а также не ухудшали состояние здоровья последних, в частности, не привлечение к тяжелым работам, а также работам в сложных природных и погодных условиях и т. д.;
организация эффективной деятельности на высоком профессиональном уровне государственных служб занятости, служб переквалификации, а также других служб и государственных органов, ответственных за сферу трудоустройства и занятости инвалидов;
включение в процесс переквалификации инвалидов профессиональной ориентации и профессионального обучения с целью предоставления им возможности подготовиться к работе во всех видах занятости, а также получить и сохранить эту работу
организация деятельности и финансирования школ и центров обучения инвалидов, в том числе интернатов специальных краткосрочных и долгосрочных курсов для подготовки по определенным специальностям; курсов повышения квалификации для инвалидов;
осуществления систематических мероприятий по расширению системы профессиональной ориентации и постоянной информации о занятости с целью обеспечения доступности информации и наиболее широкой ориентации для инвалидов.
Обеспечения права на доступ и получение общего, профессионального и высшего образования является базовой потребностью во всем цивилизованном мире.
pan style='font-size:14.0pt; line-height:115%;font-family:"Arial","sans-serif"'>Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
б) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;
в) курсы повышения квалификации для инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)