Международно-правовая регламентация обеспечение деятельности органов публичной власти по реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Международные стандарты деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Органы публичной власти осуществляют свои полномочия относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов с учетом конституционных норм и других нормативно-правовых актов. В то же время мировым сообществом произведено обязательное требование на счет того, что любые национальные законодательные акты, особенно в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, должны согласовываться с положениями международно-правовых актов. Именно поэтому действующим отечественным законодательством предусмотрено, что международные договоры, согласие на обязательность которых подтверждено, является частью национального законодательства. Следовательно, возникает необходимость выяснить международные стандарты деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Во-первых, такой научно-правовой анализ будет способствовать определению основных демократических принципов в этой сфере;
во-вторых, поможет выяснить и в дальнейшем устранить отдельные законодательные и организационно-практические пробелы в деятельности отечественных органов публичной власти, а также других общественных институтов. В общих чертах на международных стандартах деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов акцентировали свое внимание отдельные зарубежные и отечественные ученые. Исследования международных стандартов деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов требует, прежде всего, выяснения сущности и содержания понятия «международные стандарты в области прав человека». На сегодня в юридической литературе сложился относительно единый взгляд на дефиницию. Все отмечают, что международные стандарты в области прав человека - это закрепленные в международно-правовых актах и других документах определенные показатели этих прав, к достижению которых поощряются или
обязуются государства. Международные стандарты прав человека- закрепленные в международно-правовых актах, текстуально унифицированные и функционально универсальные принципы и нормы, посредством, в основном оценочных понятий фиксируют минимально необходимое или желательное содержание и объем прав человека, предопределяемые достигнутым уровнем социального развития и его динамикой, а также устанавливают положительные обязанности государств по их обеспечению, охране и защите и
предусматривают за их нарушение санкции политико-юридического характера.
Определяют такие характеристики международных правовых стандартов, как те, что:
а) содержат единые принципы и нормы о поведении субъектов права, которые зафиксированы в основных источниках международного права;
б) согласовывают оптимальные юридические требования относительно правовых систем государств
участников международного сообщества;
в) отражают лучшие правовые достижения международного права и сотрудничества государств-членов международного сообщества;
г) фиксируются в соответствующих источниках права в виде принципов и норм права;
д) объективируются через основные источники международного права;
е) являются обязательными требованиями для государств-участников международных договоров, содержащих такие правовые стандарты;
ж) является основой для согласования международного и национального права.
Общеизвестно, что международно-правовые акты имеют верховенство над внутренним законодательством. Они определяют то универсальный комплекс основных прав и свобод, который в единстве с конституционными правами должен обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Если определенное право человека не получило конституционного закрепления со стороны государства, оно признается на основе международных актов, поскольку приоритет международного права в отношении внутригосударственного в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.
Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – ООН) «Установление международных стандартов в области прав человека», при разработке международно-правовых документов они должны:
согласовываться с базовыми нормами в области прав человека;
основываться на присущей человеческой личности достоинства;
служить источником прав и обязанностей, которые определяются и реализуются;
предусматривать действенный механизм контроля, включая системы представления докладов;
пользоваться широкой международной поддержкой.
Итак, международные стандарты деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов - это закрепленные в международно-правовых актах и документах правила рекомендательного или обязательного характера и требования по направлениям, содержания деятельности и контролирующих функций органов государственной власти, органов местного самоуправления и других институтов, которые выполняют роль публичной власти, в сфере реализации и защиты прав и свобод инвалидов.
Не вдаваясь в полемику относительно особенностей реализации государствами-членами ООН своими органами публичной власти общим вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в базовых международно-правовых актах (Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека), обращает внимание преимущественно на специализированном массиве документов, посвященных лицам с инвалидностью. Прежде всего, Конвенцией о правах инвалидов (ООН), 2006 г. сформирована общеобязательное к выполнению требование, согласно которому государства-члены обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью национальные органы публичной власти, максимально привлекая имеющиеся у них ресурсы, а в случае необходимости - прибегая к международному сотрудничеству, с помощью законодательных, административных и других соответствующих мер систематически и на постоянной основе должны таким образом реализовывать свою компетенцию:
- обеспечивать легальными организационными и управленческо-распорядительными действиями и методами реализации и защиты прав инвалидов, признаются в международных правовых актах;
- корректировать действующее законодательство, а также, по возможности, общественное мнение в обществе, которые являются дискриминационными по отношению к инвалидам;
- эффективно учитывать во всех стратегиях и программах защиты прав человека потребности инвалидов, а также их мнению при создании таких стратегий и программ, особенно предложения и рекомендации организаций инвалидов, согласно п. 12 Декларации о правах инвалидов (ООН), 1975г., пп. 91-94 Всемирной программы действий в отношении инвалидов (ООН), 1982 г. И п. 6 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22. 12. 2003 58/132 «Реализация Всемирной программы действий в отношении инвалидов:
- Принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого физического или юридического лица, а также предприятий, учреждений, организаций различной формы собственности;
- проводить исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и т. д., приспособления которых к конкретным потребностям инвалида потребовало бы меньшей адаптации и минимальных затрат;
- способствовать использованию нового оборудования и технологий, в том числе информационно-коммуникационных, облегчающих жизнедеятельность инвалидов;
- предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, оборудование и вспомогательные технологии, в частности новые технологии, а также другие формы помощи, в том числе, первичной правовой помощи, вспомогательные услуги и объекты.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)