Таможенное законодательство относительно помощи и защите прав инвалидов
Необходимость предусмотреть в Таможенном кодексе при проведении таможенного контроля при перемещении транспортных средств общего пользования, в пунктах пропуска через государственную границу для их дальнейшего использования на территории наличие их обязательного приспособления для нужд инвалидов с недостатками зрения, слуха и с поражениями опорно-двигательного аппарата.
Необходимо также дополнить статью «Определение основных терминов и понятий» Таможенного кодекса определением понятия «Транспортные средства общего пользования - наземные транспортные средства товарной позиции, зарегистрированные на территории соответствующей страны, находящиеся в собственности или временном пользовании соответствующего юридического лица или гражданина и ввозятся или вывозятся этими лицами исключительно для транспортировки пассажиров за плату или бесплатно (автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси)».
На сегодня в кодексе закреплено только понятие «транспортные средства коммерческого назначения» и «Транспортные средства личного пользования». С целью стимулирования ввоза транспортных средств общего пользования, приспособленных к потребностям лиц с инвалидностью, возможно:
во-первых, в статье «Тарифные льготы (тарифные преференции)» «Пошлина» Таможенного кодекса предусмотреть снижение ставок ввозной пошлины в отношении транспортных средств общего пользования, приспособленных к потребностям лиц с инвалидностью;
во-вторых, внести изменения в Таможенный тариф «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и оборудование» с заносом транспортных средств общего пользования, приспособленных к потребностям инвалидов, к товарам с льготной ставкой пошлины.
Эти изменения, обусловлены обновленной направленностью таможенного законодательства, основные акценты характеристики которого смещаются от чисто контрольных и фискальных к регулятивных и правозащитных, что обусловлено, прежде всего, обеспечением приоритета прав и свобод человека и гражданина. Статью «Нарушение правил предоставления услуг и требований безопасности при предоставлении услуг по перевозке пассажиров или грузов автомобильным транспортом» дополнить отдельной частью: «Отсутствие специального оборудования на транспортном средстве общего пользования для лиц с признаками инвалидности, а также отсутствие знаков, применяемых в международной практике для обозначения такой доступности, - влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организации и физических лиц - предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание населения»;
- статью Нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения или обозначение на автомобильных дорогах и улицах мест производства работ» дополнить отдельной частью: « Нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения доступности транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса для инвалидов с поражениями органов слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, а также отсутствие знаков, применяемые в международной практике для обозначения такой доступности и наложение штрафа на должностных лиц, граждан - субъектов хозяйственной деятельности».
Анализируя правовое регулирование административной ответственности органов публичной власти и их должностных лиц за нарушение прав и свобод инвалидов, акцентируем на правонарушении, связанном с реализацией права инвалидов на труд «Невыполнение распоряжения государственного или иного органа о трудоустройстве») подробно рассмотрим его юридический состав.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере реализации инвалидами права на труд. Объективная сторона данного правонарушения, заключается в невыполнении требований должностного лица, пользующегося правом приема на работу и увольнения, распоряжений органов местного самоуправления и местных государственных администраций или решений других органов, в полномочия которых отнесено трудоустройства лиц.
Другая часть характеризуется двумя составляющими:
во-первых, невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
во-вторых, непредставление этим лицом информации в Фонд социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов. Указанная норма имеет банкетный характер в соответствующую статью закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » по установлению норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и отчетности перед Фондом социальной защиты инвалидов. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, которая проявляется в форме умысла и неосторожности.
Сопоставляя проанализированные структурные элементы состава этого правонарушения, следует сделать отдельные критические замечания. Объект правонарушения направлен на реализацию права инвалидов на труд, однако совокупность общественных отношений, охраняемых административными санкциями насчитывает только два противоправных деяния: невыполнение норматива рабочих мест и не предоставление отчетной информации уполномоченными на то лицами.
В связи с этим непонятной остается позиция законодателя об отсутствии в Кодексе ответственности за невыполнение других обязательств работодателей относительно реализации права на труд инвалидов, которые определены в законе Российской Федерации «Об основах социальной защищенности инвалидов », а именно: обязательства выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством, предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов. При этом для усовершенствования административно-деликатного законодательства по защите права инвалидов на труд существенное значение имеет направленность деятельности Государственной службы занятости в содействии трудоустройству лиц с инвалидностью путем подбора подходящих вакансий, создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)