Ответственность должностных лиц
В контексте исследуемого вопроса проанализируем ответственность такого круга должностных лиц:
- должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, использующих наемный труд;
- должностных лиц, уполномоченных вести единый государственный реестр граждан (инвалидов), нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- должностных лиц, уполномоченных осуществлять разработку проектной документации с учетом доступа лиц с инвалидностью;
- должностных лиц, уполномоченных осуществлять застройку территории с учетом доступа лиц с инвалидностью;
- должностных лиц медико социальных экспертных комиссий; должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют транспортные услуги и осуществляющих производство транспортных средств без учета потребностей лиц с инвалидностью;
- должностных лиц, уполномоченных осуществлять реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, соответствующего инженерного обустройства, размещение объектов дорожного сервиса и других сооружений.
С целью определения перечня административных проступков, объектом посягательства которых являются права и свободы инвалидов, осуществим анализ административно-деликатного законодательства по исследуемому вопросу.
Основным источником норм, устанавливающих административную ответственность, является
Кодекс об административных правонарушениях, однако, его нормы определяют только определенные ограничения применения относительно инвалидов мер административной ответственности. Они предусматривают ответственность за нарушение отдельных прав и свобод инвалидов в части нарушения порядка ведения единого государственного реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и своевременной подачи отчета в Фонд социальной защиты инвалидов. Непредставление сведений о всех военнообязанных и призывников, признанных инвалидами, независимо от группы инвалидности- нарушения должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами-предпринимателями, использующими наемный труд, физическими лицами, не имеющими статуса предпринимателей и используют наемный труд, порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности создает определенные трудности в защите закрепленных прав и свобод инвалидов.
Отдельного внимания заслуживает «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий» Однако, следует акцентироваться на отдельных недостатках этой формулировки, а именно: диспозиция приведенной статьи направлена на определение правила поведения должностного лица по созданию беспрепятственной жизненной среды. Однако на сегодняшний день в законодательстве понятие «беспрепятственная жизненная среда" не закреплено, хотя в ряде подзаконных нормативно-правовых актов используются понятия «беспрепятственный доступ», «создание благоприятных условий доступа», «безопасная среда», «благоприятные условия жизнедеятельности», «барьерная среда» и другие.
Так, в Государственной архитектурно-строительной инспекции отмечается, что при проектировании объектов социальной инфраструктуры, доступных для маломобильных групп населения, должно быть обеспечено: доступность мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда.
Своевременное обеспечение маломобильных групп населения полноценной и качественной информацией, позволяющей ориентироваться в пространстве и использовать оборудование, получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессах; использовать удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Итак, из приведенного следует, что содержание этого понятия выходит за пределы объекта посягательства, определенного в соответствующей статье КоАП, которая охватывает установленный порядок проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов и сооружений. Кроме того, требует конкретизации «маломобильные» группы населения, поскольку его отсутствие может негативно отразиться на практике применения. В соответствии с государственным стандартом доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, к этой категории относятся лица, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или ориентирования в пространстве (инвалиды, с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старшего (пожилого) возраста, люди с детскими колясками). Как видим, к маломобильным группам населения отнесены как люди, мобильность которых ограничена возрастом, а также определенным состоянием, так и лиц с ограниченными физическими возможностями. Итак, возможно соответственно разграничить эти понятия по признакам возраста, состояния и инвалидности, предусмотрев внесение изменений в ведомственные документы, закрепив этот пункт в проектной документации и стандартах. Кроме того, с целью согласования понятийного аппарата необходимо в законе «О основы социальной защищенности инвалидов» определить понятие «Беспрепятственной жизненной среды - это создание соответствующего пространства для проживания, передвижения, приспособления транспортной, социальной и информационной инфраструктуры, улично-дорожной сети к потребностям лиц с признаками инвалидности и пожилых людей в соответствии с действующим законодательством, международных и государственных стандартов». Вместе с тем необходимо определить, как отдельную составляющую осуществления реконструкции жилищного фонда, которая включает: перестройку жилого фонда с целью улучшения условий проживания, эксплуатации, изменения количества жилых квартир, общей и жилой площади и т. д., связанную с изменением геометрических размеров, функционального назначения, заменой отдельных конструкций, их элементов, основных технико-экономических показателей, или снос устаревшего жилого фонда в квартале (Микрорайоне) и строительство нового квартала с учетом государственных строительных норм по доступности для лиц с инвалидностью. В связи с этим проблему возможно изложить следующим образом: «Передача заказчику проектной документации для осуществления реконструкции жилищного фонда, выполнение строительных работ на объекте, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов градостроительства, строительных норм, государственных стандартов и правил, в том числе доступности для лиц с признаками инвалидности и пожилых людей». Дополнить статью отдельной частью: «Использование проектной документации заказчиком, разработанной с нарушением государственных строительных норм и стандартов в части обеспечения доступности для лиц с инвалидностью - влечет наложение штрафа на ответственных исполнителей от девятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан»:
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)