Влияние коррупционной деятельности
Кроме того, существенное влияние имеет коррупционная деятельность, связанная с противоправным использованием служебных полномочий (при предоставлении или изменении группы инвалидности). Проанализированные положения подтверждают и результаты социологического опроса. Так, 1 категория респондентов-инвалидов акцентирует внимание на нарушении их прав при установке и изменении группы инвалидности (15%); нарушении их прав именно в медицинских учреждениях (25%).
Непонятными остаются полномочия медико социальной экспертной комиссии в части составления (корректировки) индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая в некоторых случаях вообще не складывается или оформляется с существенными нарушениями, и в дальнейшем влияет на весь комплекс осуществления реабилитационных мероприятий. Наряду с указанными проблемами, лица, обращающиеся для установления инвалидности, особенно это касается лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной и периферической нервной системы, а также поражением органов зрения, сталкиваются с «бюрократической» процедурой дальнейшей реализации своего правового статуса, после получения справки медико социальной экспертной комиссии. В каждой территориально обособленной государственной инстанции необходимо согласовать вопрос о получении социальных выплат или пенсионного обеспечения, дальнейшего трудоустройства лица, получение образовательных услуг, получить удостоверение по инвалидности, определиться с дальнейшими реабилитационными мероприятиями. Решение этих вопросов принадлежит к компетенции различных государственных органов, территориально удаленных друг от друга, что требует для посещения их лицом с инвалидностью с систематической посторонней помощью и задействования сопровождающих лиц с целью преодоления физических и информационных барьеров. Так, согласно отчетной информации, остаются недоступными для лиц с ограниченными физическими возможностями более 16% зданий инспекций Пенсионного фонда, Государственной службы занятости. Следует также акцентировать внимание на неприспособленность транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса к особым потребностям инвалидов указанных нозологий, что создает существенные неудобства для лиц с инвалидностью. Полученные нами в ходе исследования данные подтверждают это обстоятельство: 60% респондентов-инвалидов указывают на отсутствие указателей на тротуарах, дорогах и зданиях, что создает дополнительные неудобства в доступе к транспортной инфраструктуре. Изложенное свидетельствует о необходимости совершенствования порядка проведения медико социальной экспертизы инвалидов, осуществление реабилитационных мероприятий и предоставления социальных услуг в деятельности органов публичной власти. Указанную задачу, как приоритетное, нашла свое отражение в Национальном плане действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов.
Наряду с этим в ходе социологического опроса на вопрос "нуждается в изменении процедура оформления группы инвалидности, разъяснения дальнейшего правового статуса? 60% респондентов-инвалидов ответили Да. Результаты проведенного исследования стали основанием для обоснования и внедрения оптимизированной структурно-функциональной модели деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов. В современных условиях приобретает актуальность вопрос повышения качества предоставления медико социальной экспертной и реабилитационной помощи инвалидам, реформированию отдельных составляющих структуры Министерства здравоохранения и Министерства социальной политики в части кадрового, материально-технического обеспечения, совершенствования правового регулирования их деятельности, координации с другими органами публичной власти, осуществляющих полномочия, направленные на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов. С целью решения определенных проблем отдельные ученые предлагают создать структурное подразделение при Министерстве здравоохранения, который бы непосредственно занимался проблемами инвалидов, - Департамент здоровья инвалидов, а также при Министерстве образования и науки - Департамент специального образования инвалидов, другие отмечают необходимость создания Государственной службы реабилитации.
Однако искусственное создание этих департаментов в рамках отраслевых министерств с предоставлением им полномочий декларативного характера не повлияет на улучшение современного состояния реализации и защиты прав и свобод инвалидов. Предлагается реорганизовать медико социальные экспертные комиссии в комиссии медико социальной экспертизы и реабилитации и объединить Министерство социальной политики и Минздрава в единый орган исполнительной власти - Министерство здравоохранения и социальной защиты населения. Также предлагается создать Межведомственный координационный совет по вопросам социально-профессиональной реабилитации инвалидов под патронатом Министерства социальной политики.
Указанное предложение основывается на зарубежном законодательстве, согласно которому основная цель деятельности органов публичной власти заключается в обеспечении реабилитации инвалида с привлечением медицинских и социальных работников, которые определяют объем нарушений и потребность в специализированных приспособлениях, адресное финансирование программ реабилитации инвалида и тому подобное.
Для решения этих вопросов определенные полномочия закреплены за отдельно созданным министерством: в Германии действует Федеральное министерство здравоохранения и социальной безопасности, в Финляндии и Швеции - Министерство социальных связей и здоровья и т. д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)