Комплекс административно-правовых мер в сфере градостроительства и архитектурной доступности
Комплекс согласованных между собой административно-правовых мер в сфере градостроительства и архитектурной деятельности способен создать действенный механизм реализации и защиты права инвалидов на свободу передвижения в контексте создания архитектурной доступности.
Кроме вопроса о доступности к социальным объектам, заслуживает внимания современное состояние правового обеспечения оборудования инженерно-транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов. В подтверждение этого I категория респондентов инвалидов констатирует существенные трудности в пользовании общественным транспортом (70%). Согласно действующему законодательству, специальное оборудование транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов должно осуществляться за счет предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют соответствующие услуги. В тех случаях, когда действующие транспортные средства не могут быть приспособлены для использования инвалидами, органы местного самоуправления должны создать другие возможности для их передвижения. В Законе «Об основах социальной защищенности инвалидов » непонятным остается положение, какие именно другие возможности для передвижения инвалидов могут создавать органы местного самоуправления, если фактически на большинстве маршрутов отсутствуют транспортные средства, приспособленные к обслуживанию инвалидов. Это же касается и железнодорожного транспорта.
Так, по официальным данным в эксплуатации находятся 19 вагонов для пассажиров с инвалидностью, но на самом деле это всего 19 адаптированных купе и туалетов, а количество потенциальных пользователей - тысячи.
Эти изменения должны коснуться четкого закрепления обязательств органов публичной власти в части создания доступа инвалидов к:
а) инженерно-транспортной инфраструктуре и дорожного сервиса путем осуществления проектирования, реконструкции, ремонта и строительства объектов транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса с учетом потребностей инвалидов;
б) транспортных средств общего пользования путем их переоборудования с потребностями инвалидов, допуск на маршруты местного пассажирского транспорта, его приспособления к потребностям инвалидов, создание специализированных транспортных служб для перевозки на льготных условиях инвалидов;
в) при проектировании и создании новых транспортных средств общего пользования предусмотреть их обязательные приспособления для лиц с инвалидностью;
г) предусмотреть снижение ставок пошлины в отношении транспортных средств общего пользования, приспособленных к потребностям лиц с инвалидностью;
д) предсказания в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров условия для приспособления транспортных средств для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями;
е) наделение контрольными полномочиями соответствующие инспекционные органы относительно субъектов, которые предоставляют транспортные услуги, в части приспособленных транспортных средств, инженерно-транспортной инфраструктуры и дорожного сервиса к потребностям инвалидов;
е) предсказания соответствующих административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам.
Этот комплекс изменений к транспортному (автомобильному, железнодорожному, воздушному) законодательству обуславливается модификацией направленности деятельности органов публичной власти по части предоставления качественных транспортных услуг для лиц с инвалидностью.
Наряду с анализом отдельных положений Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » следует исследовать отдельные положения законодательных актов, регламентирующих деятельность органов публичной власти, направленную на выдачу удостоверения личности, что имеет инвалидность. Так, анализируя положения закона «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам», следует отметить, что он определяет право инвалидов, которые не получают пенсию и постоянно проживают на территории, на государственную социальную помощь.
Закон определяет критерии, согласно которым органы публичной власти определяют право, условия, размер и порядок предоставления социальной помощи, а также условия, при которых государственная социальная помощь на уход не назначается. Среди лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, выделены малообеспеченные лица, которые в дальнейшем имеют право на получение социальной помощи, и исчисляется в процентном отношении к прожиточному минимуму.
Важное значение для защиты прав и свобод инвалидов имеет также Закон «О реабилитации инвалидов », согласно которому деятельность органов публичной власти направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, организацию разработки и выполнения целевых государственных программ, внедрение правовых, экономических и организационных механизмов, стимулирующих эффективную деятельность реабилитационных учреждений.
Сегодня существует ряд проблем в создании системы мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма с помощью медицинской, психолого-педагогической, психологической, физической, профессиональной, трудовой, спортивной, социальной реабилитации инвалидов. Это связано с невыполнением бюджетных программ, направленных на реабилитацию инвалидов, а также с отсутствием эффективного управления бюджетными средствами, предназначенными для этой цели.
Благодаря вмешательству работников прокуратуры прекращено 5,5 тыс. фактов нарушения закона, связанных с составлением индивидуальных программ реабилитации. Как правило, положения составленной программы реабилитации инвалидов не разъясняются инвалиду, а потому не понятными остаются полномочия по осуществлению контроля над полнотой ее выполнения. Большинство разработанных программ - формальные, своевременно не пересматриваются, их выполнение не контролируется. Все изложенное свидетельствует о необходимости пересмотра полномочий субъектов публичной власти относительно сложения, корректировки, разъяснения и обеспечения реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также предсказания ответственности должностных лиц за нарушение процедуры составления и обеспечения его выполнения.
В «Основах законодательства о здравоохранении», утвержденных Законом, определяются правовые, организационные, экономические и социальные направления деятельности органов публичной власти, направленные на предупреждение и снижение заболеваемости и инвалидности. Однако, учитывая существенные изменения, которые произошли с момента принятия этого нормативного акта, концептуального пересмотра требует вся сфера здравоохранения о деятельности органов публичной власти относительно реализации и защиты права инвалидов на медицинское и социальное обеспечение.
Исследуя положения закона «О центральных органах исполнительной власти» следует акцентировать внимание на важных задачах этих органов по предоставлению административных услуг инвалидам, осуществление надзорных функции за соблюдением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами законодательства о реализации и защиты прав и свобод инвалидов, выполнения других задач, определенных нормативно-правовыми актами, государственными целевыми программами и международными обязательствами с реализации Конвенцию о правах инвалидов.
• в законе «О местных государственных администрациях» закрепляется отдельный блок полномочий в области социального обеспечения и социальной защиты населения по: реализации государственной политики в области социального обеспечения и социальной защиты инвалидов; оказание адресной социальной помощи и поддержки инвалидам; обеспечение обучения и трудоустройства инвалидов; решение вопроса о создании, реорганизации и ликвидации специальных домов-интернатов для инвалидов и тому подобное.
В то же время на органы сельских, поселковых, городских советов в соответствии с Законом «О местном самоуправлении», в сфере социально-экономического и культурного развития, планирования и учета возлагаются следующие полномочия: подготовка программ социально-экономического и культурного развития сел, поселков, городов (как правило, эти программы разрабатываются на выполнение общегосударственных программ защиты прав и свобод инвалидов); образования целевых фондов социальной помощи инвалидам, определение порядка и условий расходования средств этих фондов в целях оказания адресной финансовой помощи инвалидам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)