Политика в отношении инвалидов и их трудоустройство
Так, государственная политика в отношении лиц с инвалидностью направлена на обеспечение их трудоустройства, что внедряется путем императивного навязывания предприятиям, учреждениям, организациям необходимости выполнения квоты для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава за год. В случае невыполнения этой квоты работодатели платят в Фонд социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции.
Кроме того, предприятие обязано, как правило, за свой счет создать надлежащие условия труда для каждого инвалида, зарегистрироваться в соответствующем отделении Фонда социальной защиты инвалидов, представить отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, подлежать надзору и контролю со стороны органов публичной власти. Все указанное в комплексе создает только обязанности для владельца, без перспективы предоставления соответствующих преимуществ.
В таком случае трудоустройством в основном обеспечиваются инвалиды 3 группы, основанием для установления которой является умеренной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, последствиями травм или врожденными пороками, что привели к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности человека, в том числе его работоспособности, но нуждающихся в социальной помощи и социальной защиты и для которых, как правило, не требуется создания существенных дополнительных условий труда. Даже в территориальные органы Государственной службы занятости предприятия, учреждения и организации предоставляют соответствующие заявки на вакансии только для инвалидов III группы, с целью выполнения установленной квоты по трудоустройству инвалидов.
С целью реализации и защиты права на труд инвалидов, возможно установить норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава за год, который должен быть пропорционально заполнен инвалидами I и II (2%) и III группы (2%). К примеру, на предприятии по 150 штатными работниками 2% работников должны составлять инвалиды III группы (т. е. 3 человека) и 2% инвалиды I и II групп (также 3 человека). Такое процентное отношение должно исчисляться с учетом специфики функционирования предприятия, учреждения, организации и тому подобное. В то же время дополнительно необходимо предусмотреть реализацию метода поощрения для предприятий, учреждений и организаций, которые используют наемный труд инвалидов, путем создания соответствующих моральных и материальных мер стимулирования к правомерному поведению (налоговые льготы, дополнительное финансовое стимулирование в виде дотаций, распространение позитивного общественного мнения с использованием СМИ на правах социальной рекламы) и др.
в) деятельность органов публичной власти, направленная на устранение препятствий и барьеров доступа к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре.
В статье Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » говорится: «Планирование и застройка населенных пунктов, формирование микрорайонов, проектирование, строительство и реконструкция объектов физического окружения без приспособления для использования инвалидами не допускаются». Эта норма Закона в первую очередь направлена на планирование и застройку населенных пунктов, по которому застройка и переоборудование населенных пунктов должны происходить по установленным государственными стандартами по согласованию строительных проектов с общественными организациями инвалидов, а также с предварительным определением мест наиболее удобного доступа к социальной и инженерной транспортной инфраструктуры, где будет экономически выгодной и целесообразной застройка и продажа квартир, домов инвалидам и тому подобное. В связи с этим стержневым вектором создания без барьерного передвижения для инвалида должна стать такая конструктивная модель: место жительства - транспортная инфраструктура - социальная инфраструктура - место проживания, которые отражены в отдельных нормативно правовых актах.
Анализируя Национальный доклад «Беспрепятственный доступ лиц с инвалидностью к объектам социальной, транспортной инфраструктуры и связи», а также отчеты областных государственных администраций, в которых, как правило, отмечается о создании без барьерной среды для людей с инвалидностью в этих областях представители Национальной Ассамблеи инвалидов пришли к выводу о существенной несоответствие имеющейся информации реальному положению вещей, так называемую псевдо доступность, особенно для инвалидов- колясочников. Это подтверждают и ответы I категории респондентов-инвалидов 25%.
Кроме того, по данным Генеральной прокуратуры, в официальном письме к премьер-министру зафиксировано нарушение требований закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » относительно отсутствия условий для беспрепятственного доступа инвалидов к учебным заведениям, объектов социальной инфраструктуры, общественного транспорта. В рамках нарушения реализации положений относительно зданий и сооружений закон «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» закрепил ответственность субъектов градостроительства, осуществляющие проектирование объектов, экспертизу проектов строительства за передачу заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанную с нарушением требований законодательства.
Однако определенные в нормативно-правовых актах требования и сроки обеспечения безусловного соблюдения центральными и местными органами исполнительной власти законодательства по созданию надлежащих условий жизнедеятельности людей с инвалидностью и доступа к социальной инфраструктуре является достаточно сжатыми. Фактически необходимо переоборудовать весь жилой фонд, транспортную инфраструктуру и доступ к социальной инфраструктуре, который существовал еще с советских времен. В связи с этим большинство положений закона «Об основах социальной защищенности инвалидов », «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» в части создания беспрепятственного доступа инвалидов имеют декларативный характер.
С целью реализации положений закона «Об основах социальной защищенности инвалидов » необходимо упорядочить действующее законодательство в сфере градостроительства, архитектурной деятельности по созданию действенного механизма реализации и защиты права инвалидов на свободу передвижения в контексте создания архитектурной доступности путем:
а) соблюдение при осуществлении комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда государственных строительных норм и стандартов в части обеспечения доступности для лиц с инвалидностью;
б) разработка и использование проектной документации с соблюдением государственных строительных норм и стандартов в части обеспечения доступности для лиц с инвалидностью;
в) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов с соблюдением требований, предусмотренных проектной документацией, в соответствии с государственными строительными нормами по доступности для людей с инвалидностью;
г) осуществление государственного архитектурно строительного контроля за состоянием обеспечения доступности для инвалидов объектов архитектуры и зданий;
д) определение процедуры переоборудования жилых объектов и объектов архитектуры, построенных с нарушением проектной документации, за счет балансодержателей;
е) проведение профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры с соблюдением государственных строительных норм и стандартов в части обеспечения доступности для лиц с инвалидностью;
е) применение мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам в части несоблюдения государственных строительных норм по доступности для людей с инвалидностью;
ж) усиление надзорных функций правоохранительных органов за соблюдением прав и свобод инвалидов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)