Виды ответственности за дискриминационные действия
Анализ антидискриминационного законодательства зарубежных стран свидетельствует о наличии таких видов ответственности, как административная, уголовная и гражданская. Наиболее распространенной является административная ответственность. Юридически такие же положения закреплены и в отечественном законодательстве, однако фактически ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов отсутствует, поскольку санкции, предусмотренные другими нормативно-правовыми актами, не выполняют своих воспитательных, репрессивных, карательных и профилактических функций. В связи с этим можно увеличить размер санкций за нарушение прав и свобод инвалидов в сферах занятости и трудоустройства, предоставления образовательных услуг, доступности транспортных средств, жилья, общественных мест и учреждений, доступа к информации, предусмотрев штрафы для граждан в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов граждан, для должностных лиц и лиц-предпринимателей от 200 до 300 необлагаемых минимумов граждан.
Анализ законодательства зарубежных стран свидетельствует о четком терминологическом определении понятий, которыми следует пользоваться в сфере административных правоотношений по защите прав и свобод инвалидов. В связи с этим возможно внести изменения в закон РФ «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации », в котором выделить раздел «Дискриминация по признаку инвалидности», а также:
а) дополнить: «разумное приспособление», «универсальный дизайн», «дискриминация по признаку инвалидности», которые определить в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов;
б) закрепить собственное определение таких понятий, как «вспомогательные средства и услуги», «Ограниченная возможность» ; «Прямая угроза» ;«Наемный работник-инвалид» ; «Работодатель» ; «Трудоспособное лицо-инвалид» «инклюзивное обучение» ; «Индивидуальный учебный план учащегося (студента) инвалида» ; «Адаптация учебных материалов» ; «Адаптация учебных подходов» ; «Приспособление» ; «Доступность» ; «Публичный объект» и другие.
в) учитывая опыт США, Австралии, Великобритании, Канады «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации » определить дискриминационные действия субъектов ответственности за нарушение прав и свобод инвалидов:
- В сфере занятости: недопущение отказа трудоспособному лицу-инвалиду в приеме на работу, увольнении, продвижении по службе, вознаграждении, установлении гибкого графика работы, отпуска, дополнительных льгот, связанных с занятостью только по инвалидности; невыполнение разумного приспособления рабочего места с учетом физических или умственных недостатков лица инвалида, кроме условий, которые могут приводить к чрезмерным тяготы; создания необходимых условий с учетом недостатков инвалида при составлении тестов с целью трудоустройства; включение в тесты вопросов (состояние здоровья, наличие недостатков и т. п.), не касаются функциональных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией в соответствии с должности, которую такое лицо желает получить, кроме случаев, когда такие вопросы вызваны спецификой рабочего места и производственного необходимостью; отказ трудоспособному лицу в получении одинаковой работы или льгот с учетом того, что этот человек ухаживает или заботится лицом-инвалидом; проведение медицинского обследования или сбора свидетельств о том, является лицо, на рабочее место инвалидом или о характере или серьезность инвалидности, кроме случаев, когда такая необходимость вызвана спецификой рабочего места и производственного необходимостью. Не являются дискриминацией отказ в приеме на работу в случае, если речь идет о работе в религиозной или этнической организации, учреждении, объединении; в случае если лицо болеет инфекционной болезнью, представляет угрозу для окружающих;
- В сфере предоставления образовательных услуг: отказ или невозможность принять заявление о приеме в учебное заведение от инвалида; зачисление в учебное заведение на менее благоприятных условиях, чем других лиц; отказ или ограничение доступа к образовательным ресурсам или внеклассной деятельности; подача учебного материала в недоступной форме, в том числе отсутствие учебных и методических материалов в необходимых форматах; отсутствие индивидуальных учебных планов, что учитывают потребности инвалида; ограничения доступа к помещений, предназначенных для пользования всеми лицами; отчисления из учебного заведения только на основании признака инвалидности; унижение и оскорбление достоинства инвалида или создание вокруг него климата враждебности; отсутствие альтернативных методов проверки знаний инвалидов, в том числе в случае необходимости инвалидам дополнительного времени на выполнение письменных экзаменационных заданий;
- В сфере доступности транспортных средств: приобретение или аренда нового автобуса, электропоезда, самоходного вагона, новых пассажирских вагонов для использования в междугородном железнодорожном транспорте или любого другого нового, а также переоборудованного или исторического транспортного средства, если такой автобус, железнодорожное или другое транспортное средство заранее не подготовлено к использованию лицами с ограниченными возможностями, включая тех, кто передвигается на коляске; неспособность обеспечить в каждом поезде, состоящий из одного или более пассажирских вагонов с сидячими местами, свободные места для размещения колясок (Разместить тех, кто желает остаться в своем кресле) или перевозки составленных тележек (Разместить тех, кто пожелает пересесть на обычные пассажирские места), а также неустроенность вагонов-ресторанов для нужд инвалидов; неприспособленность остановок, автобусных и железнодорожных станций, которая сказалась или может сказаться на удобстве для инвалидов, в том числе тех, кто пользуется тележками, то есть возможность перемещения, доступ к ванной, телефона и питьевых фонтанчиков должны быть максимально облегчены для инвалидов, в том числе тех, кто пользуется колясками; там, где такие изменения вносятся, они не должны занимать непропорционально большое место в перестройке в целом, с точки зрения стоимости и объема работ (в соответствии с критериями, утвержденными министерством) в сфере доступности жилья: отсутствие проектирования и строительства объектов, доступных и приспособленных для инвалидов, начиная с момента вступления закона в силу, если только организация-владелец не докажет, что выполнение этого требования невозможно с точки зрения строительства; отсутствие в объектах, которые начали строиться после принятия закона, определенных мест для парковки автомобилей инвалидов ближайших к входу в дом, доступного заезда в помещение, пандусов, лифтов, коридоров (не менее 1,5 м), а также двери (не менее 85 см), специально приспособленных для передвижения инвалидов, в том числе и на колясках, доступности всех этажей в здании,
гигиенических помещений, отсутствие определения местонахождения (пиктограммы), отказ владельца дома обустроить помещения в соответствии с потребностями инвалида, в случае если такое помещение кажется инвалиду в аренду, если владелец не докажет, что выполнение этого требования невозможно с точки зрения строительства.
- В сфере доступности общественных мест и учреждений: отказ инвалиду, несмотря на ограничение его возможностей, в возможности пользоваться или извлекать выгоду из товаров, услуг, доступа к объекту, преимуществ, выгод или удобств, предоставляемых организацией; предоставление инвалиду возможности пользоваться или извлекать выгоду из товаров, услуг, доступа к объекту, преимуществ, выгод или удобств на основаниях, отличных от тех, на которых они предоставляются другим лицам; предоставление инвалиду товара, услуги, доступа к объекту, преимущества, выгоды или удобства, отличающиеся или предоставляются отдельно от других лиц, кроме тех случаев, когда это необходимо, чтобы такое лицо или категория лиц получали товар, услугу, доступ к объекту, преимущество, выгоду или удобство не меньшего качества, чем получают другие лица; отказ в любой форме лицу, что ассоциируется с инвалидом, в равном доступе к товарам, услугам, объектов, удобствам или другим возможностям; неспособность внести разумные изменения в практику или процедуры, если такие изменения необходимы для предоставления таких товаров, услуг, доступа к объектам, преимуществ, выгод или удобств инвалидам, если организация не докажет, что внесение таких изменений радикально изменит характер таких товаров, услуг, доступа к объектам, преимуществ, выгод или удобств;
- В сфере доступа к информации: отсутствие во всех объектах общественного назначения визуальной информация о расположении приспособленных для людей с инвалидностью мест и услуг, в том числе на расстоянии, удобной для лиц, передвигающихся на колясках; отсутствие доступа к средствам массовой информации путем титрования и осуществления перевода на тактильно-жестовый язык информационных и тематических телепрограмм, кино-, видеофильмов; отсутствие обеспечения инвалидов средствами общения, облегчающих их взаимодействие между собой и с другими категориями населения, в соответствии с Законом России «Об основах социальной защищенности инвалидов ».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)