Глава 14. Оценка на основе куррикулума
Оценка на основе куррикулума - самый эффективный и релевантный способ оценки обучения. Формализованные виды оценивания, например, тесты интеллекта, также в определенной степени помогают выявлять некоторые потенциальные барьеры и благоприятные факторы для обучения, но, когда необходимо выяснить, каким объемом знаний владеет ученик и от чего следует отталкиваться учителю в своей преподавательской деятельности, польза от них будет достаточно ограниченной. В оценке на основе куррикулума базой для измерения знаний и навыков ученика служат задачи куррикулума. Его проведение существенно облегчается в образовательных системах с высоко структурированным и директивным куррикулумом.
Например, куррикулум канадской провинции Альберта определяет учебное содержание для каждого года с разбивкой учебных целей на меньшие, «компактные» задачи, которые учителя должны последовательно реализовать в повседневной практике. Таким образом, процедура такой оценки упрощается тем, что учителю необходимо лишь сопоставить деятельность ученика с выписанными в нем критериям. Так, согласно куррикулуму Альберты в части искусства, в частности рисования, для 8 класса, учащиеся должны понимать, что «восхождение параллельных линий в единой точке на горизонте образует эффект линейной перспективы на двумерных рисунках» (Министерство образования провинции Альберта, 1984; программа курса искусства C7). В процессе оценки на основе куррикулума учитель устанавливает, понимает ли ученик сущность этого явления. Например, просит нарисовать рисунок, где параллельные линии сходятся в одной точке на горизонте, или предлагает пересмотреть несколько рисунков и определить эту точку. После чего учитель, так сказать, «ставит галочку», то есть замечает для себя, что ученик понимает явление линейной перспективы, и переходит к следующей теме.
В других странах куррикулум более гибкий и поэтому дает учителям больше пространства для планирования собственных педагогических целей и задач учебного процесса, в том числе практики работы школы, специфики местной общины, обеспечения ресурсами, а также общей информации об учениках и показателей их развития. В таких случаях для оценки на основе куррикулума учитель должен создать собственный набор критериев. В общем, характер подготовительной и последующей работы по его проведению будет зависеть от конкретной ситуации и требований местного органа управления образования.
Сальвиа и Хьюз (1990) предлагают свою технологию оценки на основе куррикулума, которая состоит из восьми этапов. В этой книге она приводится ниже с незначительными изменениями:
1. Определение причин для принятия решений.
2. Анализ куррикулума.
3. Формулировка измеряемых (специфических) задач.
4. Разработка надлежащих методик оценки.
5. Сбор данных.
6. Обобщение данных.
7. Представление данных.
8. Интерпретация данных и принятия решений.
1. Определение причин для принятия решений.
Необходимо, чтобы учителя могли обосновать свои действия по каждому направлению работы и, в частности, в аспекте оценки. Ведь истинный смысл оно имеет тогда, когда педагог способен объяснить, зачем его проводить, почему было выбран именно этот метод и каким образом предполагается использовать полученные результаты. В процессе оценки учителю постоянно приходится принимать те или иные методические и организационные решения, и каждый раз они должны быть оправданными, то есть согласовываться с принципами педагогической практики и учитывать особенности учебного контекста, для которого они адресованы.
2. Анализ куррикулума.
Независимо от куррикулума, с которым вы работаете и какой может быть высоко структурированным и директивным (вроде канадского примера - о чем говорилось выше) или более гибкий, который обрабатывается в пределах школ и педагогических коллективов, его необходимо проанализировать и определить объект измерения. Такой анализ предполагает методическое обработки образовательных стандартов и программ, что позволяет точно определить комплекс знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик. Далее на этой основе можно сделать вывод об усвоении им соответствующей отрасли или темы куррикулума.
Принимая во внимание характер вашего базового куррикулума, возможно будет нужно составить перечень этих знаний, умений и навыков на отдельном листе бумаги.
Пример. Знания, умения и навыки, определенные для темы «Сортировка», которая изучается на этой неделе по программе курса математики
Учащиеся должны уметь:
-сортировать бусины по цвету;
-сортировать бусины по форме;
-сортировать бусины по размеру;
-находить «лишнюю» бусину среди определенного набора подобных бусин.
Формулировка измеряемых (специфических) задач.
Сальвиа и Хьюз (1990) говорят о формулировке «поведенческих»
задач, тем самым призывая нас использовать задачи, которые являются измеряемыми. После анализа куррикулума и определения объема материала, которым учащиеся должны овладеть, можно переходить к постановке отдельных специфических задач, уровень достижения которых вы планируете измерять. Они задают параметры для оценки и в некоторых случаях настолько четко прописаны в куррикулуме, что учителю не нужно формулировать на их основе свои собственные. В таком случае, вы просто выбираете те, которые планируете измерять. В хорошо поставленной задаче точно указано, что должен продемонстрировать ученик, где, когда, как часто и при каких обстоятельствах, чтобы можно было судить об усвоении им определенного элемента знаний, умений или навыков.
Приведенный выше пример с сортировкой бусин содержит сравнительно четкие требования к уровню успеваемости. Однако, в этом случае также возникают некоторые вопросы. Например, можно одноразовую демонстрацию сортировки бусин таким образом считать приемлемым свидетельством того, что ученик понимает соответствующие понятия? При каких условиях ученик должен продемонстрировать это понимание? Сколько разных видов и цветов бусин нужно использовать? Конечно, список возможных вопросов можно продолжать, а, следовательно, ваша работа как учителя состоит в том, чтобы установить точные параметры деятельности, которые демонстрируют приемлемый уровень успешности и глубокое понимание определенной области обучения.
Пример. Измеряемая задача
К концу недели, на уроке математики в пятницу, ученики трижды продемонстрируют умение сортировать по цвету бусины четырех различных цветов. Цвета бусин будут меняться, в частности предполагается использовать красный, коричневый, желтый, синий, белый, черный, зеленый, фиолетовый, розовый и оранжевый.
Степень реализации этой задачи легко измерить. В пятницу ученики или продемонстрируют способность сортировать бусины три раза или нет.
4. Разработка надлежащих процедур оценки.
Итак, вы определили, что планируете оценивать. Далее необходимо решить, как это делать. Обычно, процедуры оценки на основе куррикулума эффективны тогда, когда происходят в естественном контексте урока. Более формальные подходы к оценке, где ученики поставлены в искусственные, отличные от учебного контекста, условия, часто негативно сказываются на их результатах.
Согласно общему правилу, учащиеся должны демонстрировать приобретенные знания, умения и навыки в тех условиях, в которых они их усваивают.
Исходя из концепции триангуляции, распространенного метода в сфере качественных исследований (Денцин, 1978), был выдвинут тезис о том, что тщательное оценивание на основе куррикулума предусматривает учет результатов оценок, которые проводились в разные дни и с использованием различных средств измерения (процессуальных или иных). Такой подход позволяет составить реальную картину успеваемости ученика (Тейлор, 2000). Достоверность результатов оценивания должна подтверждаться дополнительными свидетельствами, а затем для формирование сравнительно надежного заключения нужно опираться на комбинацию методик и стратегий (Гронлунд и Во, 2009). Для приведенного примера с сортировкой бусин можно предложить следующие методики сбор оценочных данных.
Сбор данных.
До этого момента все предыдущие этапы в осуществлении оценки на основе куррикулума были посвящены планированию. Вы определили, что нужно оценивать и как. Теперь пришло время воплощать свой план в жизнь и начать собирать данные. К ним относятся все контрольные и наблюдения, которые проводились с целью оценить уровень успеваемости учащихся, например,
- Данные, собранные по результатам структурированных наблюдений;
- Данные, собранные по итогам отдельных не систематических наблюдений;
- Результаты устных и письменных тестов и проверок в процессе практической деятельности на уроке;
- Контрольные таблицы с записями о степени сформированности у учеников отдельных навыков, предусмотренных требованиями учебной программы;
- Самостоятельные творческие работы, которые сдали ученики.
По мнению Деппелер (1998), наблюдение вполне можно считать важнейшим инструментом учителя в планировании и реализации куррикулума.
Независимо от того, какой актуальной и подробной будет общая информация об учениках, учителю все равно нужно проводить собственные наблюдения и / или оценки. Программа вмешательства, составленная исключительно на базе общей информации и данных других специалистов, для планирования куррикулума будет недостаточной. Оценка может основываться, полностью или частично, на результатах наблюдений.
Сбор и фиксирование данных наблюдения:
- Помогает удерживать их в памяти;
- Не зависит от предыдущих ожиданий;
- Полезно для анализа того, как учебная среда влияет на характер учебной деятельности ученика;
- Помогает отслеживать различные аспекты учебной деятельности ученика, изменение их типов и частоту проявления;
- Позволяет оценить эффективность стратегий и программ;
- Обеспечивает фундамент для определения и модификации учебных задач и методов преподавания.
Когда учитель наблюдает за характером учебной деятельности ученика, в частности его работой в процессе выполнения определенной задачи, и пытается найти наиболее вероятные объяснения замеченного, это служит хорошим ориентиром в выборе необходимых модификаций и обеспечивает четкую основу для дальнейших наблюдений. Сбор данных наблюдения является обязательной составляющей процесса разработки программы, ее внедрения и оценки. Она позволяет планировать реалистичные цели, которые соответствуют учебным потребностям учеников.
Обобщение данных.
Собранные данные важно обобщить, что является первым шагом к их осмыслению. Иногда контрольные таблицы занимают не одну страницу (особенно таблицы для всего класса), поэтому с ними необходимо вывести данные для отдельного ученика. На этапе обобщения нужно также составить краткое резюме по итогам всех проведенных наблюдений и замечаний, которые отражают общий уровень успеваемости относительно установленных вами академических критериев. Некоторые педагоги используют такие резюме для подготовки письменного отчета родителям о прогрессе ученика.
Представление данных.
Если вы собирали и обобщали данные, которые поддаются количественному исчислению и могут быть выражены в форме числа или процента (например, оценки по тестам, творческим задачам или результатам структурированных наблюдений) и если вы фиксировали эти данные в течение определенного периода, то достигнутый прогресс можно отразить на графике
Интерпретация данных и принятия решений.
Последний этап этого процесса предполагает интерпретацию данных и принятия решений на ее основе. Например, если учитель попытается интерпретировать приведенные выше баллы по контрольным по орфографии без учета других факторов, то наверняка придет к выводу, что Мартин делает успехи в усвоении правописания и что выбранные методы преподавания являются эффективными. Если тенденция к улучшению сохраняется определенное время, можно предположить, что Мартин в дальнейшем сможет самостоятельно достигать аналогичных показателей и больше не будет нуждаться в дополнительной поддержке.
Регулярные проверки правописания в течение года, в том числе анализ его работ для выявления общего улучшения письма, помогут учителю установить правописание продолжает оставаться проблемным участком для Мартина или, наоборот, стал одной из его сильных сторон.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)