Инвалиды и доступ к судебной системе
Для лиц с инвалидностью важным, но часто невозможным является доступ к судебной системе. В этом вопросе выделяется два основных момента.
Во-первых, речь идет о доступности судебных органов для инвалидов, которая состоит в доступности помещений судов для инвалидов, а также в правовой неосведомленности как инвалидов, так и юристов (44% юристов, по данным опроса, проведенного Шведским агентством по координации политики инвалидности, не знают положения Конвенции о правах инвалидов);
во-вторых, о возможности защиты прав лиц с инвалидностью в судебном порядке. В связи с этим НКО предлагают меры, направленные на устранение имеющихся барьеров путем предоставления бесплатных консультаций, представительства инвалидов в суде в случае нарушения их прав или защиты их интересов, организации просветительской работы совместно с правительственным организациями, в частности электронное обучение лиц в пределах закона.
Например, в США для государственного и частного сектора организовано обучение по вопросам реализации Закона об инвалидах, информационные центры обучения родителей, в семьях которых есть дети-инвалиды, учат понимать их права и реализовать их.
В последнее время одним из важных вопросов становится вопрос сокращения расходов на социальные услуги. В этом смысле интересна практика привлечения государственными службами на контрактной основе членов добровольных организаций для обеспечения определенных услуг, что позволяет сократить соответствующие расходы, поскольку во многих случаях расходы по договорам намного ниже, чем содержание большого штата работников в государственных учреждениях. По мнению американских ученых введению контрактной системы услуг способствовали такие тенденции, как целевое социальное обслуживание, децентрализация и рыночные механизмы.
Важным направлением в совместной деятельности органов публичной власти и НКО является также воспитательная работа, направленная на формирование равного отношения к инвалидам. Следует акцентировать, что эта работа активизировалась в странах ЕС и США, когда стала формироваться новая парадигма инвалидности, в соответствии с которой исчезает понятие «инвалидность» как таковое. К воспитательной работе привлекаются представители государственных органов, учреждений, преподаватели школ, университетов, кинематографисты, писатели, которые создают положительный образ лица с ограниченными возможностями. Понятно, что в этом направлении есть много нерешенных проблем, однако первые шаги, которые заслуживают углубленного изучения, уже сделаны.
Итак, сотрудничество органов публичной власти зарубежных стран и НКО относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с инвалидностью имеет большое значение, поскольку позволяет, с одной стороны, привлекать инвалидов к решению собственных проблем путем включения их в работу государственных и некоммерческих органов. С другой подхода позволяет органам публичной власти, изменив отношение к лицам с инвалидностью, более активно привлекать их к работе в качестве экспертов, консультантов с целью выработки более эффективных мер относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, устранять барьеры, которые мешают им реализовать свой потенциал в качестве активных членов общества.
Исследование деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов позволяет выделить такие выводы, которые предварительно были изложены в ряде статей и апробированы в ходе участия в конференциях различных уровней.
Отмечено, что формируя государственную политику по защите прав и свобод инвалидов следует учесть такие положительные тенденции мировой практики:
Деятельность правительств ведущих зарубежных странах, ратифицировавших Конвенцию о правах инвалидов, базируется на стратегиях и национальных планах политики правительства относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, анализ которых свидетельствует об их комплексный и конкретный характер в отличие от декларативных положений, закрепленных в Государственной целевой программе «Национальный план действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов», которая предусматривает только мероприятия, связанные с внесением изменений в законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с инвалидностью, вместо определения конкретных действий, направленных на адаптацию и эффективную интеграцию инвалидов в жизнь общества.
Учитывая изложенное, необходимо принятие Национального плана действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов, в котором определить конкретные действия по направлениям, предусмотренным Конвенцией о правах инвалидов.
План может иметь следующую структуру:
1) направления деятельности (например, транспортная доступность; архитектурная доступность; образование; занятости и трудоустройстве; реабилитация и т. д.),
2) конкретные меры (например, переоборудование железнодорожных вагонов, приспособленных для нужд лиц с инвалидностью; приобретение новых и переоборудование имеющихся средств общественного транспорта для нужд инвалидов; оборудование станций метро для доступа инвалидов),
3) срок их выполнения,
4) лицо, ответственное за их выполнение;
5) контролирующий орган - Национальная комиссия.
Поскольку План направлен на реализацию действий в течение определенного времени, за который могут произойти изменения в структуре государственных органов управления, необходимо лицо, ответственное за выполнение определенного направления или конкретного задания, определить уполномоченный орган в сфере, например, социальной политики, образования и т. Кроме того, следует предусмотреть обязательный ежегодный отчет конкретных исполнителей в указанных направлениях, а также осуществление контроля со стороны Национальной комиссии. Указанная позиция аккумулируется данным социологического опроса, где 60% респондентов-инвалидов акцентируют внимание на неэффективности существующих общегосударственных программ.
Координацию работы правительства относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, как показывает анализ деятельности органов публичной власти ведущих зарубежных стран, осуществляют специальные органы: США - Национальный совет по вопросам инвалидов при Президенте, Франция - Национальная консультативный совет по делам инвалидов, Швеция - Агентство по координации политики инвалидности, Польши - Национальная консультативный совет по делам инвалидов, созданные Поэтому, опираясь на опыт ведущих стран мира, с целью согласования вопросов реализации государственной политики по защите прав и свобод инвалидов, координации деятельности центральных и местных органов государственной власти возможно создать Национальную контрольно-наблюдательный совет по вопросам лиц с инвалидностью, в состав которой включить представителей заинтересованных министерств, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций инвалидов с наделением его рядом с консультационно-совещательными, координационными и контрольно-надзорными полномочиями за деятельностью соответствующих органов публичной власти.
Исследование вопроса о деятельности органов публичной власти таких стран, как Великобритания, Швеция, Дания, Польша по защите прав и свобод инвалидов свидетельствует, что правительства ведущих зарубежных стран возлагают значительную часть задач по охране здоровья лиц с инвалидностью, их медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения в виде государственной поддержки и услуг, к которым относятся предоставление личной помощи, специальных транспортных услуг и т. д. на органы местного самоуправления. С целью расширения полномочий органов местного самоуправления относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов, а также децентрализации публичной власти возможно создать в рамках пилотного проекта в отдельных областных и районных центрах (с наибольшим количеством инвалидов) на местах социальные центры для лиц с инвалидностью, к работе в которых, кроме социальных работников, привлекать медицинских, педагогических работников, юристов и других необходимых специалистов, которые в пределах рабочей недели в соответствии с установленным графиком комплексно и одновременно адресно, по месту жительства лиц с инвалидностью оказывали им необходимую помощь в решении вопросам медицинского, социального обслуживания, обеспечение необходимыми техническими средствами и средствами протезирования, решение жилищных проблем, проблем, связанных с обучением инвалидов, предоставлением юридических консультаций и тому подобное.
Такой механизм привлечения к работе в социальных центрах специалистов не потребует дополнительных финансовых затрат, поскольку финансирование такого работника будет осуществляться по основному месту работы. К работе в таких центрах следует привлекать представителей общественных организаций, волонтеров и тому подобное.
Указанное предложение подтверждается данными социологического опроса, где 70% респондентов-инвалидов акцентируют внимание на необходимости посторонней социальной помощи (кроме материальной) 20% акцентируют внимание на правовых консультациях, 25% - социально-медицинских; 7% - социально-педагогических; 10% - социально-бытовых; 30% содействии в трудоустройстве.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)