Зарубежный опыт организации и контроля социальной защиты инвалидов
Вопросы организации и контроля социальной защиты инвалидов в Дании относится к компетенции Министерства социальных дел, Национального управления социальной обеспечение. Деятельность органов публичной власти Дании относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов базируется на принципах равных возможностей, солидарности, ответственности, компенсации.
Деятельность органов публичной власти Польши направлена на реализацию и защиту прав и свобод инвалидов, закрепленных в Законе о правах лиц с инвалидностью. Работа органов публичной власти Польши осуществляется в двух основных направлениях: профилактика инвалидности и устранения ее последствий (реабилитация) с целью расширения функциональных возможностей и активности лиц с ограниченными возможностями в общественной жизни. Координация этой деятельности осуществляется Министерством труда и социальной политики и Правительственным уполномоченным по делам инвалидов, который назначается министром труда и социальной политики и на которого возлагаются полномочия, определенные в Законе о профессиональной и социальной реабилитации и занятости лиц с ограниченными возможностями.
Уполномоченный выполняет свои функции при содействии Управления Правительственного уполномоченного по вопросам инвалидов, которое является отдельным структурным подразделением Министерства труда и социальной политики. В его состав входит несколько департаментов, разрабатывающих стратегические планы для лиц с ограниченными возможностями по профессиональной реабилитации и социальной помощи, образования, без барьерной жизни, сотрудничества с органами местного самоуправления и т. п., а также судебной защиты прав инвалидов (Департамент по надзору в сфере инвалидности) с целью их эффективной интеграции в общество.
В Великобритании, Франции, Японии вопросы организации деятельности органов публичной власти по социальной защите и реабилитации инвалидов относятся к компетенции Министерства здравоохранения и социального обеспечения. В Германии этими вопросами занимается Министерство труда и социальных дел, в Австрии - Министерство социальных дел, в Бельгии - Министерство здравоохранения, Министерство труда и занятости, Национальный институт страхования в случае болезни и инвалидности, Финляндии - Министерство специальных прав и здоровья. Однако следует заметить, что эти органы решают широкий круг вопросов, связанных не только с проблемами инвалидности.
Основной тенденцией последних лет в деятельности органов публичной власти зарубежных стран относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов является создание отдельных органов, которые интегрировали и контролировали работу с инвалидами по всем направлениям (Социальная защита, реабилитация, доступность, образование, трудоустройство и т. д.) с целью эффективной интеграции их в жизнь общества.
Так, с целью обеспечения координации и согласования деятельности относительно реализации Стратегии инвалидности Новой Зеландии и Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, а также контроля за их выполнением правительство Канады создал Комитет министров по делам инвалидов. Создано Шведское агентство по координации политики инвалидности, в Великобритании создано Управление по вопросам инвалидности (ODI), входящее в структуру Департамента труда и пенсионного обеспечения которое работает в тесном сотрудничестве с министром по делам инвалидов, другими государственными ведомствами, негосударственными организациями инвалидов. С целью координации деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями и определения дополнительных мер относительно реализации и защиты прав и свобод инвалидов правительство Великобритании сформировало Межведомственную группу на уровне министров по вопросам инвалидности, которую возглавляет министр по делам инвалидов.
В США на выполнение задач по устранению дискриминации по признаку инвалидности во всех сферах общественной жизни, обеспечения необходимых условий для реализации прав инвалидов на образование, трудоустройство и т. д. направлена деятельность Национального совета по вопросам инвалидов, который является правительственным органом, члены которого назначаются президентом.
Он является единственным федеральным органом, имеющим полномочия по разработке политики в интересах инвалидов.
В последнее время в зарубежных странах создаются консультативно-совещательные органы, наделенные полномочиями, направленными на реализацию прав и свобод инвалидов. Как показывает анализ причин возникновения таких органов, на их формирование влияют, как правило, два важных фактора: во-первых, необходимость получения большого по объему технической, специализированной информации, во-вторых, расширение полномочий государственных органов, которое требует привлечения к их работе всех заинтересованных лиц, проведения консультаций, налаживания сотрудничества с ними с целью эффективного выполнения задач, закрепленных в законодательстве. С этой точки зрения их можно рассматривать как структуры, в которых происходит согласование интересов.
Консультативным органом при Министерстве социальных дел Дании является Датский Совет организации инвалидов. Он состоит из 16 человек, председатель и два члена которой рекомендованы Министерством социальных дел, 5 - Датской Советом организации инвалидов, другие - органами местного самоуправления Дании. Датским институтом строительной техники, Национальной федерацией жилищных ассоциаций, Датской конфедерацией профсоюзов, конфедерацией датских работодателей, датской федерацией транспортников, ИТ-университетом Копенгагена, Датским университетом образования.
Как консультативный орган Правительственного уполномоченного по делам инвалидов Польше создан Национальный консультативный совет по делам инвалидов. В его состав входят представители от правительства (5 человек соответственно Министерства финансов, Министерства строительства, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства спорта и туризма); местных органов власти (5 человек), остальные 15 человек - от неправительственных организаций: организаций работодателей, профсоюзных и общественных, организаций инвалидов. Задача Национального консультативного совета заключаются в разработке и предоставлении законодательных предложений, проектов государственных программ по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, а также интеграции лиц с ограниченными возможностями.
Национальный консультативный совет по проблемам инвалидов Франции (CNCPH) которую возглавляет министр по делам инвалидности, объединяет ассоциации, представляющие инвалидов, заинтересованные министерства, организации социального обеспечения, социальных партнеров, представителей местных общин. Закон о равных возможностях года расширил обязанности CNCPH, предоставляя ему право проводить консультации по разработке нормативно-правовых актов, осуществлять оценку политики в отношении лиц с ограниченными возможностями, координировать работу местных консультативных советов по делам инвалидов. Работа органов публичной власти зарубежных стран по защите прав и свобод инвалидов базируется на стратегическом плане политики правительства в этой сфере, который, к сожалению, до сих пор отсутствует у нас. Так, правительство Швеции приняло стратегию политики в отношении инвалидов на пять лет. Эта стратегия основана, в частности, на положениях Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, которую ратифицировала и Швеция.
Данная стратегия определяет девять приоритетных направлений политики относительно: политика на рынке труда, социальная политика, политика в области образования, транспортная политика, ИТ-политика, увеличение физического доступа, судебная система, политика в области здравоохранения, культуры, СМИ и спорта. Задачи относительно реализации этой стратегии и ответственность за его соблюдение и выполнение правительство возлагает на Шведское агентство по координации политики инвалидности.
Комитет министров по вопросам инвалидности Канады вместе с представительными организациями инвалидов утвердил план действий по инвалидности, который определяет такие стратегические приоритеты, как увеличение занятости инвалидов, обеспечение их личной безопасности, реформирования системы поддержки инвалидности, содействие доступу в обществе. Важно также, что этот документ доступен для ознакомления лиц с инвалидностью, поскольку он выдан шрифтом Брайля и в аудио формате.
Федеральное правительство Германии утвердило Национальный план действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов ООН, основной идеей которого является интеграция лиц с инвалидностью в общество. Приоритетными направлениями работы определяются трудоустройство, мобильность, образование. Впервые Национальный план действий получил научную оценку, и способствует оптимизации осуществления предусмотренных в нем мероприятий.
Анализ этих документов свидетельствует об их комплексной и конкретном характере, в отличие от декларативных положений, закрепленных в Государственной целевой программе «Национальный план действий относительно реализации Конвенции о правах инвалидов», который предусматривает не только мероприятия, связанные с внесением изменений в законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов относительно реализации и защиты прав и свобод лиц с инвалидностью, вместо реализации конкретных действий, направленных на адаптацию и эффективную интеграцию инвалидов в жизнь общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)