Классификация законов о реабилитации и занятости инвалидов
Законодательство о профессиональной реабилитации и занятости лиц с инвалидностью предлагается классифицировать в соответствии с историческими традициями и подходами (его можно сравнить с классификацией по смыслу). Разделяются эти нормативные акты на четыре группы:
1) мероприятия для инвалидов с профессиональной реабилитацией и трудоустройством, которые гарантируются в общем трудовом законодательстве (Акт о мерах по содействию в трудоустройстве (Норвегия))
2) меры для инвалидов, которые гарантируются в специальных актах и касаются исключительно профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов (Акт о лицах с тяжелыми формами инвалидности (Германия))
3) меры профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, которые гарантируются в специальных актах и предусматривают меры и для других служб, например защиты здоровья, образования, транспорта (Акт о службе в области инвалидности (Австралия), Закон КНР о защите инвалидов);
4) меры по запрету дискриминации по причинам инвалидности, которые гарантированы в специальном антидискриминационного акте вместе с мерами по дискриминации в таких местах, как общественный транспорт, жилье, а также телекоммуникационное оборудование (Акт о дискриминации в связи с инвалидностью (Австралия) Акт об инвалидах США).
Эту классификацию можно дополнить разделом законодательства о профессиональной реабилитации и занятости лиц с инвалидностью в зависимости от лиц, на которых оно распространяется, выделив такие две группы
- общее, что касается всех лиц: Акт о содействии в трудоустройстве (Швеция);
- специальное, что касается только лиц с инвалидностью: Акт о содействии в трудоустройстве работников инвалидов (Франция), Акт о трудоустройстве и профессиональной реабилитации инвалидов (Польша).
Анализ нормативно-правовых актов зарубежных стран по проблемам трудоустройства инвалидов свидетельствует о существовании двух основных моделей законодательства: антидискриминационного законодательства, основанного на системе квот и выплат. Первая модель распространена в США, Канаде, Австралии, Великобритании, скандинавских странах и т. д. и характеризуется отсутствием квот рабочих мест для инвалидов, наличием антидискриминационного законодательства и юридической ответственностью за нарушение этого принципа.
Вторая модель распространена в большинстве стран Европейского Союза, Российской Федерации, Республике Беларусь и других бывших стран СНГ.
Следует заметить, что эти модели законодательства базируются на принципах «равных отношений» и «равных возможностей», которые определяют содержание норм соответствующего законодательства и мер по его реализации.
Так, нормы, соответствующие принципу
«Равных возможностей», направлены
во-первых, на создание таких условий для лиц с инвалидностью, при которых они могли бы реализовать свои права наравне с другими лицами в сфере трудоустройства;
во-вторых, на адаптацию окружающей среды к потребностям лиц с инвалидностью (оборудование рабочих мест, доступ в помещения, учреждений, организаций и т. п.);
в-третьих, на правовую защиту прав и свобод лиц с инвалидностью путем закрепления ответственности за их нарушение (ответственность за дискриминационные действия, несоблюдение требований относительно установленных квот, незаконное увольнение и т. д. ).
Законодательство, основанное на принципе «равных отношений», исходит из положения о равных правах человека, то есть из необходимости создания таких условий, при которых бы обеспечивалась не только формальное, но и реальное равенство и чтобы ситуация, которая складывается в результате такого отношения, обеспечивала бы инвалиду «равное» положение с лицами не инвалидами. Следовательно, эти принципы, а соответственно и нормы права, которые им соответствуют, соотносятся как принципы и нормы, на основании которых определяются конструктивные шаги на пути обеспечения равных прав и свобод лиц с инвалидностью (принцип равных возможностей) принципы и нормы, гарантирующие соблюдение их равных прав и свобод (Принцип равных отношений).
Законодательство, которое основывается на принципе равных возможностей, предусматривает систему квотирования рабочих мест, которые варьируются в зависимости от численности работников предприятия, ситуации на рынке труда и формы собственности предприятия. Такой подход к квотированию рабочих мест является оправданным, поскольку освобождает малые предприятия от бремени содержать работника-человека с инвалидностью и создания для него соответствующих условий труда.
Кроме того, в большинстве стран ЕС распространена практика дифференцированного подхода к квотированию рабочих мест в зависимости от различных нозологий заболеваний и опыта работы.
Сущность дифференцированного подхода заключается в том, что работодателям разрешается заполнять не одно, а два или даже три рабочих места в счет квоты при условии принятия на работу лиц с тяжелыми нарушениями здоровья или молодежи из числа инвалидов, не имеющих опыта работы. На наш взгляд, такой дифференцированный подход заслуживает внимания. Поэтому нужно ввести дифференцированную систему квотирования и вычисления процента рабочих мест, исходя из: 1) по количеству рабочих мест, соответствующих условиям трудовой деятельности инвалидов,
2) форм собственности,
3) степени тяжести пороков здоровья,
4) опыта работы лица с инвалидностью.
Однако следует заметить, что реализация законодательства, которое основывается на применении системы квот, выплат и субсидий, связана с отдельными негативными моментами, на которых акцентируют ученые: необходимость содержания большого административного аппарата; негативное отношение работодателя к лицу с инвалидностью, связанное с необходимостью держать такого работника во избежание юридических санкций; наличие репрессивного законодательства, формирование общественного мнения о том, что инвалиды не являются субъектами равных возможностей. Кроме того, это законодательство отражает дискриминационный подход к инвалидам, хотя речь идет о положительной дискриминации. При этом мы исходим из общего значения понятия «дискриминация», как представление о различии, различия или отличного отношения. Оно априори не предусматривает равного отношения к лицам с инвалидностью и не инвалидам, поскольку такие же нормы по квотированию рабочих мест, выплат и субсидий не распространяют лиц не инвалидам. Поэтому, по мнению многих зарубежных исследователей и ученых, перспективным на сегодняшний день является антидискриминационное законодательство, «согласно которому инвалиды получают гарантии равного отношения в обществе, поскольку оно стимулирует инициативу работодателей и повышение социального сознания путем оптимизации окружающей среды, а не из-за принуждения работодателей». С этим мнением можно согласиться лишь в той части, что антидискриминационное законодательство определяет перспективу развития отношения общества к лицам с инвалидностью, которая заключается в переходе от социальной модели инвалидности к новой модели инвалидности - модели гражданских прав.
На такой модели основывается антидискриминационное законодательство, которое не предусматривает квотирование рабочих мест для лиц с инвалидностью, такие лица берутся на работу в соответствии с их квалификацией и имеют равное отношение. Лицу с инвалидностью может быть отказано в приеме на работу на тех же условиях, что и в любой другой социальной сфере, то есть в случае, если оно будет связано со значительными финансовыми затратами.
Следовательно, меры, направленные на улучшение трудоустройства инвалидов, предусмотренные в антидискриминационном законодательстве США, Австралии, Канады, Великобритании и других странах, заключаются в инициативе работодателя не из административно-хозяйственные санкций, а исходя из его личной заинтересованности в приеме на работу лица с инвалидностью, равном отношении руководства и сотрудников к лицам, положительном изменении социального сознания в восприятии обществом лиц с инвалидностью.
С положениями, которые определяют антидискриминационное законодательство как перспективное в отношении лиц с инвалидностью, как уже отмечалось, мы полностью соглашаемся. Что же касается их практической реализации, то есть очень много проблем, связанных с конфликтом между социальным и антидискриминационным законодательством, которое сказывается в несогласованности их норм. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что новые взгляды на инвалидность стали доминировать над старыми, при этом часто без изменения или пересмотра последних. При этом в достаточно сложном положении могут оказаться такие страны, как Германия и Франция, которые имеют мощную систему квотирования. В то же время и сами страны с антидискриминационным законодательством сталкиваются с огромным количеством проблем при его реализации. Как показывает практика судебного рассмотрения дел о дискриминации, проблемы, прежде всего, возникают в связи со сложностью доказательства как факта дискриминации, так и инвалидности. Так, в соответствии с Актом об инвалидах, «Установление факта, действительно ли данный дефект существенно ограничивает тот или иной основной вид жизнедеятельности, происходит ли на индивидуальной основе и основывается не на тяжести дефекта, а в большей степени на его влиянии на это лицо». Итак, суд решает то или иное дело, основываясь на индивидуальном подходе к определению влияния дефекта на возможность человека выполнять определенную деятельность. В случае доказательства, что дефект существенно влияет на возможность выполнения определенной деятельности, суд при этом может не признать лицо инвалидом, ссылаясь на формулировку Верховного Суда США где строго ограничено толкование понятия инвалидности. Это касается ситуаций, когда лицо не может выполнять определенные функции по месту работы, на которое желает устроиться, однако есть другие работы, которые он может выполнять, то есть лицо является «несущественно ограниченным в своей трудоспособности». Таких примеров в судебной практике США было (и остается сегодня) очень много. Все это обусловило необходимость внесения изменений в Акт об инвалидах, которые вступили в силу и в соответствии с которыми существенно расширяется определение инвалидности, что позволяет увеличить количество лиц, которые подпадают под защиту федерального законодательства о трудовой дискриминации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)