Модели инвалидности и защита прав и свобод инвалидов
Заслуживают внимания также две модели инвалидности, которые существенно повлияли на развитие антидискриминационного законодательства. Первая из них - это модель Нandicap, основная идея которой выражена ее основателем Ф. Вудом и заключается в том, что инвалидом является любой человек, испытывающий ограничения, на пути которой возникают препятствия, из-за которых он попадает в социально невыгодные условия. Эта модель стала основой для разработки Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН).
Второй моделью является модель человеческого разнообразия, идея которой заключается в отношении к инвалиду как к личности, чья инвалидность является лишь одной из особенностей среди всего их многообразия.
Приведенный анализ социальной модели инвалидности позволяет сделать вывод, что суть их заключается в преобразовании инвалида из пассивного объекта отношений в активного их субъекта, перенос ответственности за то, что лицо чувствует себя инвалидом из нее на общество.
Такая трансформация взглядов на инвалидность сказалась и на развитии законодательства многих зарубежных стран, в рамках которого определяется конституционный принцип, направленный на развитие идеологии функционирования публичных институтов как деятельности по обеспечению реализации и защите прав и свобод граждан, их приоритетности перед другими общественными ценностями. Равенство инвалидов с другими членами общества в отдельных странах было закреплено на конституционном уровне.
Так, согласно Конституции ФРГ (ст. 3), «никто не должен быть ограничен из-за своих недостатков (физических или умственных). Подобные положения закреплены в конституциях Канады
(ст. 15), Швейцарии (ст. 8), Армении (ст. 14. 1. ). В Конституции Португалии содержится отдельная статья 71 «Инвалиды», которая регламентирует их права. В Конституции Испании (ст. 49) закреплены обязанности органов публичной власти в отношении инвалидов:
«Органы публичной власти принимают меры по оказанию помощи, лечению и выздоровлению лиц, физически или психически ослабленных, предоставляя им специальную помощь, особую защиту, в которой они нуждаются, и необходимую помощь для пользования правами, вытекающими из этого раздела и предоставляются всем гражданам»
Таким образом, конституционное закрепление прав инвалидов является прогрессивным шагом к признанию лиц с инвалидностью как «субъектов прав человека на равной основе».
«Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам, а также из-за физических или умственных недостатков».
Наряду с закреплением антидискриминационных признаков в пределах конституционных положений европейских стран, социальная модель инвалидности способствовала принятию законов, гарантирующих права инвалидов на доступность образования, занятость, социальное обеспечение, участие в семейной, культурной, спортивной жизни и тому подобное.
В Канаде следующими нормативными актами стали: Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, законы «О правах человека в Канаде», «О труде», «О компенсации наемным работникам» в Германии - Кодекс социального права, законы «О труде лиц с пониженной физической способностью», «О содействии в трудоустройстве», «О социальной помощи», «О тяжелых инвалидах» ; в Австрии - Акт об интеграции инвалидов, Акт опеки инвалидов, Общий закон о социальном обеспечении, Общий закон о социальном страховании, Закон об оказании помощи в трудоустройстве; в США - Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации, акт о профессиональной подготовке, акт об образовании детей-инвалидов и другие.
В пределах одного подразделения невозможно проанализировать все нормативные акты, поэтому остановимся на характеристике основных общих моментов зарубежного законодательства об инвалидах.
Доступность в этих нормативных актах толкуется как устранение барьеров, препятствующих лицам с инвалидностью в пользовании предметами и объектами материального мира, а также информационными услугами.
Так, раздел II Закона об инвалидах США (АDA) предусматривает доступность для инвалидов услуг, предоставляемых администрациями штатов и местными органами, и состоит в приспособлении всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского) и т. д. для нужд инвалидов с различными нарушениями здоровья, в том числе и колясочников. Эти требования распространяются как на общественный транспорт, так и на частный.
Раздел III этого закона регламентирует требования к доступности учреждений, жилых помещений, учреждений культуры, отдыха, спорта и т. д. - оборудование входов, коридоров, лифтов и других объектов в соответствии с потребностями инвалидов. Подобные требования предусмотрены и к строительству и ремонту жилых домов. Основным положением этого раздела является требование равных возможностей лиц с инвалидностью и других членов общества.
Подобные нормы содержатся и в других нормативных актах, например в Акте о жилье, принятом в 1988г., который запрещает дискриминацию как в предоставлении жилья, так и в его продаже или аренде на основе расы, цвета кожи, религиозных убеждений, пола, наличия заболевания, семейного положения и национальности. Однако, как показывает практика, инвалиды часто подвергаются дискриминации, связанной с арендой жилья. Согласно результатам исследования Министерства жилищного и городского развития США (HUD) относительно уровня дискриминации инвалидов, было установлено, что 1/3 жилого фонда в Чикаго, не приспособлена для колясочников; около 20% владельцев домов со стоянкой для автомобилей отказываются строить необходимые приспособления, чтобы сделать их доступными для инвалидов-колясочников.
Насущной проблемой, связанной с доступностью, остается на сегодня проблема коммуникации. Так, раздел IV «Телекоммуникационные устройства» Закона об инвалидах и норм Акта о коммуникации США закрепляют требования к производителям о соблюдении потребностей инвалидов, прежде всего, доступности оборудования, необходимости специальных титров и тому подобное.
На устранение коммуникативных барьеров направлены также нормы Акта о равных возможностях для инвалидов ФРГ, которые предусматривают право лиц с инвалидностью с недостатками зрения на доступ к Интернету с помощью программы со шрифтом Брайля или звуковым выводом информации. Достижением антидискриминационной политики по признаку инвалидности стало закрепление в законодательстве Германии права лиц с недостатками зрения на получение документов в административных инстанциях в такой форме, которую они способны воспринимать.
Правила доступности регламентируются и в социальном законодательстве Швеции- предусматривает такие виды поддержки лиц с особыми потребностями, как привлечение персонального ассистента, работа которого финансируется за счет средств муниципалитета или страховой кассы (это может быть как государственный, так и частный ассистент)
сопровождающего, контактного лица - человека, который имеет общие с лицом с инвалидностью интересы и увлечения, то есть играет роль друга. Учитывая замкнутый образ жизни лиц с инвалидностью, такая инициатива кажется очень удобной и заслуживает изучения.
Закон Китайской Народной Республики «О защите инвалидов», кроме положений о реабилитации, образования, занятости инвалидов и т. д., содержит нормы, регламентирующие ответственность и обязанности инвалидов: демонстрировать оптимистический дух, иметь чувство собственного достоинства, участвовать в социалистическом строительстве.
Интеграция людей с инвалидностью в общественную жизнь предполагает также их доступ к образованию, который закреплен как в общих нормативных актах - Законе об образовании
(Великобритания, Финляндия, Италия, Австрия и другие страны), так и специальных - Законе об образовании для лиц с инвалидностью (США), Законе о специальном образовании инвалидов
(Великобритания) и др. Приоритетным направлением в доступности образования, определенным законодательством зарубежных стран, является интегрированное и инклюзивное обучение лиц с особенностями развития. Не вдаваясь в характеристики законодательства отдельных стран, приведем основные общие его положения:
- закреплены права лиц с инвалидностью на обучение в обычных учебных заведениях (школы, колледжи, университеты)
- определен индивидуальный подход к обучению лиц с инвалидностью: создание индивидуальных учебных планов, удлинение при необходимости срока на сдачу экзаменов, а также на обучение в целом, исключение из учебного плана дисциплин, особенно тяжелые для восприятия; организация сопровождения, которое предполагает привлечение всех необходимых специалистов (переводчиков, устройство записи т. п. );
- устранение архитектурных барьеров;
- оборудование учебных помещений необходимой мебелью и техническими средствами обучения (графо проектор, видеопроектор, звукоусиливающая аппаратура, персональный компьютер, и т. п. );
- доступ к библиотекам (обеспечение учебниками с шрифтом Брайля, создание аудиокниг, видео лекций)
- создание при учебных заведениях центров помощи с целью адаптации к условиям обучения, помощи в подготовке к занятиям, передвижении лиц с инвалидностью, социальной адаптации в свободное от занятий время, оказание консультативной помощи по различным вопросам и тому подобное.
Итак, анализ законодательства зарубежных стран свидетельствует, что оно направлено на запрет дискриминации по признаку инвалидности, который заключается в наличии ситуаций, при которых не были приняты меры для устранения архитектурных и коммуникационных препятствий в учреждениях или помещениях, а также для того, чтобы человек с инвалидностью мог в полной и равной мере получить любые товары, услуги, льготы, связанные с образованием, культурной жизнью (посещение театров, кинотеатров, музеев, библиотек и т. д. ), спортом, отдыхом (Проживание в отелях, отдых на курортах).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)