Конституционные права инвалидов
Право на образование является одним из основных конституционных принципов, в том числе и для инвалидов.
Согласно Конституции, государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам.
Законами «О дошкольном образовании», «Об образовании», «О профессионально техническом образовании», «О высшем образовании» за лицами с инвалидностью также закрепляется право и устанавливаются государственные гарантии на получение образования на уровне, соответствующем их способностям и возможностям, желаниям и интересам с учетом медицинских показаний и противопоказаний к дальнейшей трудовой деятельности. Обеспечение прав инвалидов на образование и меры по реализации этих прав предусмотрено также в основном международном документе в отношении инвалидов - Конвенции ООН о правах инвалидов (ст. 24).
Согласно закону РФ «Об основах социальной защищенности инвалидов», при прочих равных условиях преимущественное право на зачисление в высшие учебные заведения I-IV уровней аккредитации и профессионально-технических учебных заведений имеют инвалиды. Кроме того, прием в высшие учебные заведения зачисляются вне конкурса инвалиды I и II групп и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, коим не противопоказано обучение по избранному направлению (специальности).
Согласно конституции РФ к основным свободам инвалидов относятся свобода передвижения, свобода мысли и слова, свобода мировоззрения и вероисповедания, свобода литературного, художественного, научного и технического творчества и другие, которые упомянуты также в Конвенции ООН о правах инвалидов. Так, свобода передвижения и выбора места жительства предусматривает возможность инвалидов наравне с другими гражданами иметь право свободно покидать любую страну; не лишаться произвольно или по причине инвалидности права на въезд в страну.
Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации обеспечивает возможность инвалидам свободное выражение собственного мнения и убеждений, а также поиска, получения и распространения информации и идей наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения.
Свобода самостоятельного выбора образа жизни и деятельности позволяет инвалидам только из-за внутренних убеждений придерживаться определенного мировоззрения и вероисповедания, реализовывать литературный, художественный, научный и другой свой потенциал и способности. Защита государством этих прав и свобод инвалидов является обязательным конституционным условием в абсолютном большинстве стран мира.
Без надлежащего обеспечения (реализации и защиты) этих прав и свобод инвалидов со стороны государства невозможно развить гражданское общество. Под деятельностью органов публичной власти по реализации прав и свобод инвалидов предлагаем понимать такое их функционирование, которое направлено на создание для инвалидов правовых, экономических, политических, социальных, психологических и других условий, которые гарантируют использование ими возможностей наравне с другими гражданами участвовать в общественной жизни, а также удовлетворять свои специфические потребности, в частности в здравоохранении, свободном передвижении, социальном обеспечении, эффективном выполнении индивидуальной программы реабилитации, получении приспособленного жилья, трудоустройстве, доступным инклюзивным образованием и др.
Наряду с деятельностью органов публичной власти в указанной сфере осуществления полномочий местного самоуправления - важная составляющая государственной социальной политики, дополнительно обеспечивает реализацию прав и свобод инвалидов на местном и региональном уровне. Таким образом, происходит индивидуальный подход со стороны общества к каждой личности с инвалидностью с целью наилучшего удовлетворения их экономических потребностей, потребностей жизнедеятельности, общественной адаптации и тому подобное.
Так, согласно действующему законодательству, результатом осуществления полномочий местного самоуправления по реализации прав и свобод инвалидов являются:
а) образования целевых фондов социальной помощи инвалидам и определение порядка и условий расходования средств этих фондов;
б) решение вопроса о предоставлении инвалидам права на бесплатное и льготное пользование объектами культуры, физкультуры и спорта, а также порядок компенсации этим заведениям стоимости услуг, предоставленных бесплатно или на льготных условиях;
в) решение в соответствии с законодательством вопросов о предоставлении помощи инвалидам, инвалидам с детства в строительстве индивидуальных жилых домов, проведение капитального ремонта жилья, приобретение строительных материалов, а также отвода этим лицам в приоритетном порядке земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и огородничества;
г) осуществление организации для инвалидов домов-интернатов бытового обслуживания, продажи товаров в специальных магазинах и отделах по социально доступным ценам, а также бесплатного питания;
д) осуществление предусмотренных законодательством мероприятий по улучшению жилищных и материально-бытовых условий инвалидов, а также устройство в дома инвалидов.
Деятельность органов публичной власти по защите прав и свобод инвалидов имеет место при неблагоприятных обстоятельствах, когда возникает необходимость государства задействовать отдельные правовые механизмы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности. В целом понятие «Защита» толкуется как покровительство, поддержка; охрана, отстаивание в суде интересов клиента.
Правовая защита - это деятельность государства в лице его органов представительной, исполнительной и судебной власти, организаций, учреждений и должностных лиц по обеспечению процесса реализации лицом своих прав на пользование материальными, политическими, социальными и духовными благами.
Правовая защита предусматривает:
а) установление правовых норм, устанавливающих права и обязанности, порядок их осуществления и защиты, в том числе применение санкций;
б) деятельность субъектов по осуществлению своих прав и защите субъективных прав;
в) предупредительную деятельность государственных и общественных организаций, а также деятельность по реализации правовых санкций. Таким образом, деятельность органов публичной власти по защите прав и свобод инвалидов - это вид публичной деятельности в лице органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций по обеспечению процесса реализации инвалидом своих прав и свобод в пользовании материальными, политическими, социальными и духовными благами.
Формой защиты прав и свобод инвалидов является обжалование в суде решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Речь идет, прежде всего, об административном судопроизводстве, ведь его основная задача - защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел.
Факт наличия инвалидности у лица часто вызывает в современном обществе неприязнь к лицам, которая сопровождается образами, предвзятым отношением к работоспособности и тому подобное. Итак, инвалиды нуждаются не только в материальной и денежной помощи со стороны государства, но и уважительном отношении к ним путем защиты их достоинства в общественных правоотношениях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)