Период создания органами публичной власти равных возможностей для всех членов общества
После распада СССР для создания национальной системы социальной защиты были заимствованы все положительные основы из системы советского социального обеспечения инвалидов. Кроме того, в этот период была принята Конституция, Основы законодательства о здравоохранении, закон «Об основах социальной защищенности инвалидов» что определило новые подходы в деятельности органов публичной власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов.
Они построены в основном на медицинской концепции инвалидности, согласно которой инвалид рассматривается как лицо с дефектом или болезнью, которое требует прежде всего медицинского вмешательства, изоляции от общества путем его содержания в домах-интернатах для инвалидов, обучении в школах-интернатах для детей с особыми образовательными потребностями.
Дальнейшее построение демократического правового социального государства, развитие гражданского общества требуют внедрения новых концептуальных основ деятельности органов публичной власти, основанных на международных стандартах в области прав человека, основу которых составляет обеспечение осуществления инвалидами всех прав человека при отсутствии какой-либо дискриминации. Этот международный принцип закреплен в ст. 1 Конвенции ООН о правах инвалидов.
Имплементация международных стандартов в развитие законодательства, а также отечественные интеграционные процессы обусловили качественно новое отношение к предоставлению государственной опеки над лицами с физическими, психологическими, интеллектуальными и сенсорными недостатками. Согласно ему, инвалидность рассматривается властными структурами не с позиции только медицинского значения, а проявляет социально обусловленное отношение общества к человеку с инвалидностью как к полноценному его члену.
Так, сегодня государственную защиту прав, свобод и законных интересов инвалидов предусматривает не только материальное обеспечение, но и другие социально-адаптационные механизмы, основными из которых являются: - формирование с помощью государственных концептуальных программ устойчивой позиции в обществе равноправия инвалидов во всех сферах жизни;
- создание условий для физического доступа инвалидов ко всем (без исключения) органам государственной власти, инфраструктурным зданиям и помещениям;
- реализация государственной политики по трудоустройству инвалидов, а также создание условий, которые бы побуждали работодателей к привлечению инвалидов к работе;
- развитие сети специальных учреждений образовательного, лечебного, санаторно-курортного характера для инвалидов и тому подобное.
Таким образом, период создания органами публичной власти равных возможностей для всех членов общества характеризуется созданием отечественного законодательства по вопросам деятельности органов публичной власти в сфере социального обеспечения и защищенности лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями, которые соответствуют базовым международным актам. Сегодня происходит постепенный переход от медицинской модели инвалидности к социальной - отношение к инвалиду как к полноценному члену общества, требует от органов публичной власти такой организации их деятельности, которая позволила создать надлежащие условия для реализации и защите прав и свобод инвалидов в России.
В своей совокупности это решило ряд проблемных вопросов в исследуемой сфере, в частности это позволило проанализировать организационно-правовые основы деятельности государственных органов, занимаясь вопросами реализации и защите прав инвалидов, проследить эволюцию в нормативно-правовых актах понятия «инвалидность» и «Инвалид», что отражает отношение общества к этим явлениям на всех этапах его исторического развития. В рамках подразделения определены авторское видение анализа исторического опыта деятельности органов публичной власти по реализации и защите прав и свобод инвалидов, которое позволяет определить периодизацию этого процесса:
- период формирования отношения общества к больным, немощным
- период религиозной благотворительности в отношении лиц, которые имеют физические или умственные недостатки
- период государственной заботы об инвалидах
- период становления социального обеспечения и государственной поддержки инвалидов
- период административно-правовой защиты инвалидов со стороны государства
- период создания органами публичной власти равных возможностей для всех членов общества
Сделан вывод, что правовое обеспечение деятельности органов публичной власти в течение указанных периодов, следует признать стержневой вектор внедрения социальной концепции инвалидности пока направлен на законодательное закрепление отношение к инвалиду как к полноценному члену общества. В свою очередь этот подход требует от органов публичной власти такой организации деятельности, которая позволила бы создать надлежащие условия для реализации и защите прав и свобод инвалидов в России со стороны должностных лиц всех ветвей власти. И только тогда, мы можем констатировать, что российское административное законодательство соответствует международным стандартам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)