Инклюзивный подход к построению учебного процесса
Главные темы раздела - Понятие куррикулума.
- Универсальный дизайн для обучения или адаптации куррикулума - Универсальный дизайн куррикулума.
- Дифференцированное преподавание.
- Аспекты учебной среды:
- Материалы;
- Ресурсы;
- Учебные методы;
- Ожидаемые результаты обучения.
- Адаптации и модификации куррикулума.
- Интеграция индивидуальных учебных задач в общий куррикулум:
- Планирование модулей;
- Планирование уроков.
Перед тем, как приступать к разработке индивидуальной программы, необходимо продумать инклюзивную организацию общего учебного процесса. Во многих случаях соблюдение определенного подхода к планированию уроков устраняет потребность в создании специализированных программ для отдельных учеников. В то же время, этот раздел мы подаем после материала об индивидуальных программах. Такая структура пособия позволяет, во-первых, ознакомить читателей с общим инклюзивным подходом к построению учебного процесса; и, во-вторых, рассмотреть варианты сочетания этих программ с более инклюзивными методами обучения, позволяющих достигать лучших результатов всеми учениками. Поэтому сначала мы попробуем подробно охарактеризовать инклюзивный подход к обучению. В этом разделе речь пойдет о таких понятиях, как универсальный дизайн для обучения, дифференциация обучения, и модификация программ. Надеемся, это поможет вам структурировать свою практику преподавания и планирования учебного процесса для всех учащихся.
Понятие куррикулума.
Куррикулум является основой для всех процессов обучения и преподавания в школе.
Это общая концепция, всеобъемлющая по содержанию и сложная на практике. В широком смысле, куррикулум определяет знания, умения, установки и методы их формирования. Он охватывает такие сферы, как содержание предметов, педагогические методы и подходы, текущее и итоговое оценивание, а также соответствующие ресурсы для организации, внедрения и преподавания учебных программ (Деппелер, 1998; Национальное управление по вопросам профессионального образования и подготовки, Австралия, 1992). В этом разделе мы остановимся на содержании предметов и ресурсах, которые необходимых для внедрения и преподавания учебных программ. Другими словами, мы подробно рассмотрим вопрос о том, чему следует обучать и как планировать этот процесс.
Куррикулум состоит из двух уровней - основного (базового) и специализированного (вариативного). Это положение согласуется со взглядами Гарднера и Буа-Мансилла (1994). В «основного куррикулума» входят предметы, которые считаются базовыми и необходимыми для всех учащихся. Базовыми они являются потому, что закладывают основу для дальнейшего обучения и обеспечивают концептуальный и методологический инструментарий для продолжения собственного образования. Их также считают необходимыми, потому что они призваны подготовить учащихся к полноценной и эффективной участия в общественной и культурной жизни. Поэтому к основам куррикулума принадлежат азы грамотности, счет и другие более функциональные понятия и навыки, которые служат фундаментом для дальнейшего обучения.
И наоборот, термин «специализированный куррикулум» охватывает все другие аспекты куррикулума, которые условно можно назвать «неосновными». Этот уровень имеет большое значение: он помогает обогатить, углубить основной куррикулум, расширяет его границы и придаёт ему разнообразия. Наполнение основного и специализированного куррикулума диктуется контекстом; оно зависит от взглядов, установок и ценностей всех участников образовательного процесса. Так, школьные предметы вроде музыки и изобразительного искусства некоторым кажутся второстепенными, и поэтому их относят к специализированному куррикулума.
В то же время, сторонники другой позиции, убеждены в высоком общественном значении музыки и искусства, считают изучение этих дисциплин необходимым и поэтому вносят их в основной куррикулум. Большинство учителей уже сформировали собственное представление об оптимальном содержание основного и специализированного куррикулума, причем мнение одного педагога может не совпадать со взглядами коллег. Но в конце концов, именно оно определяет, каким аспектам учитель склонен придавать больший вес в процессе обучения.
Авторы убеждены, что, независимо от их различий, все дети должны иметь возможность овладевать предметами как основного, так и специализированного куррикулума. В этой связи возникает вопрос: сколько времени следует уделять каждому из этих двух уровней. Ответ на него зависит от конкретных учеников и конкретного учебного контекста. В частности, в работе с некоторыми учениками необходимо сосредотачиваться на составляющих основного куррикулума, чтобы лучше подготовить их к приобретению знаний, умений и навыков по его специализированной плоскости. И наоборот, с другими детьми следует основательно работать над предметами специализированного куррикулума, чтобы помочь им в дальнейшем расширять и совершенствовать знания, которые они быстро усвоили в пределах основных дисциплин. Но, независимо от личности ученика, в учебном процессе должны быть представлены оба уровня куррикулума.
Благодаря этому сочетанию ребенок получает богатый учебный опыт. При этом он опирается на прочный фундамент и традиционные школьные дисциплины, которые, по заключению ученых, остаются важными и актуальными для нашего времени (Гарднер и Буа-Мансилла, 1994; Лорман, 2009).
Универсальный дизайн для обучения или адаптации куррикулума?
Мы не знаем ни одной страны, где куррикулум автоматически подходил бы для всех учащихся в той форме, в которой его публикуют для учителей. Поэтому профессиональные учителя берут куррикулум за основу для разработки содержательных учебных задач, полезных и доступных для всех детей в классе. О педагогах, которые способны таким образом интерпретировать официальный куррикулум, можно сказать, что они практикуют универсальный дизайн для обучения. Подобно многим идеям, способствующих успешному внедрению инклюзии, идея универсального дизайна не является новой в образовании.
Она давно стала неотъемлемой составляющей работы хорошего учителя. Новизна заключается в более глубоком осознании того, что такой подход к организации материала и выбора методик работы на уроке является исключительно эффективным и важным с точки зрения удовлетворения потребностей каждого ученика.
Однако для некоторых учителей применение универсального дизайна бывает невозможным или, по крайней мере, достаточно проблематичным, в зависимости от контекста (и региона). В частности, в определенных странах предусмотренные куррикулумом учебные задачи настолько директивные и детализированы, что многим сложно слишком отклоняться от них в своей профессиональной интерпретации этого документа при переносе его на практику. Иначе существует довольно реальная перспектива дисциплинарных взысканий. В этом случае учителю приходится находить и осуществлять соответствующие адаптации куррикулума для учеников, которые в этом нуждаются. В этом разделе мы рассмотрим оба подхода и начнем с того, которому, по возможности, рекомендуется отдавать предпочтение, - то есть с универсального дизайна. Какой из них выбрать - зависит от вашего личного решения. Но принимать его следует после ознакомления с местными требованиями к работе учителя.
Универсальный дизайн куррикулума для обучения
В педагогике и, в частности, относительно куррикулума, понятие универсального дизайна употребляют сравнительно недавно. Эта концепция зародилась в архитектуре. В своем оригинальном смысле она обозначает таким образом проектирование зданий, которые призвано обеспечить их доступность для людей с инвалидностью. Впоследствии идея доступности для всех изначально, без дополнительных адаптаций или модификаций, была распространена на многочисленные области, в том числе на разработку куррикулума (Зефф, 2007). Дискуссии по применению этой концепции к организации обучения продолжались более 25 лет.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)