Период административно-правовой защиты инвалидов со стороны государства
Общеизвестно, что Первая мировая война, Февральская революция и гражданская война имели тяжелые социально-экономические последствия. Тотальная смена политического строя негативно сказалась на сфере социальной защиты инвалидов. Это проявилось в том, что большевики, пропагандируя атеизм и марксистко-ленинские идеи, полностью отказались от принципа благотворительности в опеке. Было отменена царская система пенсионного обеспечения населения, и не сформирована собственная, ведь в условиях политики «Военного коммунизма» власть направила все усилия на укрепление своего политического доминирования и национализации экономики.
Этот период характеризуется систематическим реформированием и переподчинения государственных органов на центральном уровне, которые занимались вопросами реализации и защите прав инвалидов: в начале 1917 при Министерстве внутренних дел был создан департаментопеки, а в феврале 1917 года Временное правительство создало Министерство государственной опеки, которое частично согласовывало направления совместной деятельности медицинских служб и ведомств; в январе 1918 создана медико санитарную управа в рамках деятельности Секретариата внутренних дел, которая реорганизована в лечебно-санитарный Совет, далее - в Департамент здравоохранения, с которым в январе 1918 г. был создан Департамент Государственного попечительства; в мае 1918 произошло переподчинение Департамента Государственного попечительства и Департамента здравоохранения в Министерство народного здоровья и государственной опеки с выделением департамента государственной опеки (Отделы опеки детей, общей опеки, опеки инвалидов), кроме этого, отдельно функционировал отдел медицинской экспертизы.
В период деятельности Министерства народного здоровья и государственной опеки была направлена на законодательную инициативу ассигнование реабилитационных учреждений инвалидов, осуществление регистрации инвалидов, участия в заседаниях Бюджетных комиссий, Правлении союза искалеченных солдат, организацию функционирования Совета по делам опеки при департаменте попечительства, координацию деятельности структурных подразделений на местах и организацию их
взаимосвязи с земскими и местными институтами.
Деятельность указанного министерства был продлена, однако в его структуре произошли изменения, а именно: Департамент Государственного попечительства включал отдел дела попечительства искалеченных солдат, то есть его
полномочия касались только военных инвалидов.
Работа по социальному обеспечению инвалидов в исследуемый период, кроме общих законодательных актов, осуществлялась в соответствии с пенсионным уставом, согласно которому формируется система социальных прав и выплат инвалидам. Регулируется координационная работа в этом направлении между тремя министерствами - народного здоровья и опеки, труда и финансов, а также других государственных институтов, к полномочиям которых косвенно было отнесено обеспечение соблюдения всех закрепленных в Пенсионном уставе положений относительно инвалидов.
В то же время постепенный переход к мирной жизни способствовал возобновлению социальной политики в европейских странах и России, в начале 1940-х гг отметился такими чертами:
а) созданием трех уровней пенсий и выплат: 1) государственное пенсионное страхование
2) государственное обеспечения;
3) общественная взаимопомощь;
б) приоритетности выплат в соответствии с социальной группы: 1) рабочие;
2) военнослужащие и гражданские служащие;
3) крестьяне;
в) созданием системы органов государственной власти, к полномочиям которых принадлежало обеспечение прав инвалидов;
г) определение права на обжалование административных распоряжений каждой организации частным лицом, а не только потерпевшим
Административный кодекс
Существенная реорганизация системы социального обеспечения инвалидов связана с событиями Второй мировой войны, поскольку в период проведения военных действий в СССР возросло количество инвалидов, по официальным данным Наркомата социального обеспечения РСФСР по состоянию на 1 января 1946 их насчитывалось 401 030 человек.
Эти категории лиц требовали реабилитации и дальнейшего пенсионного обеспечения.
Так, согласно Постановлению Совнаркома СССР 1943 «О трудовом устройстве и бытовом обслуживании инвалидов Отечественной войны» органы государственной власти устанавливали специальные льготы по трудоустройству и социальному обеспечению инвалидов. Вводилось повышение пенсии ветеранам-инвалидам, организовывалось санаторно-курортное лечение и т. д. с целью систематизации всех полномочий по защите прав и свобод инвалидов в соответствии с Постановлением Совета Министров было создано Министерство социального обеспечения РСФСР.
Послевоенный период в мире ознаменовался коренным переосмыслением значением защиты прав и свобод каждого человека, особенно инвалидов, результатом которого стала разработка и внедрение ряда важных и судьбоносных международных документов
(Всеобщей декларации прав человека (1948),
Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966),
Международного пакта о гражданских и политических правах
(В 1966 г. )
А также приведения в соответствие с ними законодательства европейских стран и России.
Принятие этих международных документов- это начало формирования новой, так сказать «человечной» области международного права и создание специализированных органов ООН, уполномоченных осуществлять контроль за выполнением Конвенции государствами в контексте реализации органами государственной власти
«Человечной» деятельности. В исследуемый период приоритетом в
деятельности органов государственной власти стало поэтапное обеспечение равных возможностей для инвалидов, их социализации и участия в общественной жизни общества.
При таких условиях происходило постепенное восстановление экономики СССР, что способствовало улучшению материального обеспечения инвалидов, увеличению социальных инициатив государства, а также закрепление прав и свобод инвалидов на конституционном уровне.
Конституция устанавливала государственную систему
здравоохранения, социальную защиту, бытовое и материальное обеспечение в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности.
Кроме того, в соответствии с принятыми законодательными актами, в 1950-1990-х годах социальная защита лиц с инвалидностью предусматривает:
1) бесплатное протезирование;
2) выплату пенсий;
3) предоставление жилья;
4) ремонт помещений;
5) обеспечение транспортом;
6) санаторно-курортное лечение;
7) предоставление льгот при пользовании транспортом;
8) беспроцентный заем на индивидуальное жилищное строительство; 9) освобождение инвалидов I и II групп Великой Отечественной войны от уплаты сельскохозяйственного налога, земельной ренты и др.;
10) трудоустройство инвалидов в оборудованных цехах, рабочих местах и др.
В то же время происходит становление законодательства, определяющего механизм реализации права человека на обжалование в суде решений, действий и бездействия государственных органов в области управленческой деятельности в соответствии с Конституцией СССР 1978 года, Закона СССР «О порядке обжалования в суде неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, нарушающих права граждан». Это дало возможность каждому инвалиду отстаивать свои права и свободы в судебном порядке.
Таким образом, период административно-правовой защиты инвалидов со стороны государства (Первая половина XХ в. - Первая половина 90-х. XХ вв. ) после окончания военных действий характеризуется созданием высоких стандартов финансовой и материальной
обеспеченности инвалидов среди всех слоев населения, профессионального обучения и образования, разносторонней реабилитации и тому подобное. Государственные органы социального обеспечения и профессиональные союзы, ответственные за социальное страхование, стали центральным звеном в вопросах реализации и защите прав и свобод инвалидов. В то же время подобный режим работы вызывал специфику деятельности органов публичной власти, которая оказывалась в подчинении политическим требованиям, а не экономической или социальной целесообразности, усложнялась процедура обжалования противоправных действий (бездействия) субъектов властных полномочий. семейной или общественной опекой. Анализ правовых памятников свидетельствует о таких аспектах использования категории «инвалид» : калеки, неизлечимые больные, больные, люди, страдающих физическими недостатками, физически слабые, лица с физическими или душевными отклонениями, калеки войны.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)