Постскриптум
Однажды родился на свет мальчик с синдромом Дауна. Хороший, милый парень... Но родители его не хотят... Они сразу решили отказаться. Они не хотят видеть его, не хотят взять на руки, он лежит сам. Он только пришел в этот мир, а его уже никто в этом мире не хочет... Его встретили, как положено, с любовью, его оставили, а не прижали, не дали ему имени, не дали семьи...
Не стоит осуждать родителей. Возможно, они испугались, что не справятся. Возможно, их напугали врачи, представив ребенка в отрицательном образе. Возможно, у родителей нет никакого чувства того что с этим ребенком они - все вместе - могут прожить счастливую, полноценную жизнь. Просто она будет несколько иная, чем они себе представляли - «Голландией вместо Италии»... Возможно, они просто испугались, что их жизнь, семья развалится, что не будет у них ничего с этим ребенком, кроме горя...
Несмотря на все профессиональные проблемы, методики и теоретические концепции, о которых говорилось выше, в реальной жизни в конце всегда речь идет об одном конкретном ребенке, реальной семье, о чьей то одной неповторимой жизненной судьбе... И как у этого мальчика - и судьба и жизненный путь может быть очень разным...
Это наша ответственность как сообщества, как общества - поддержать каждого ребенка, который приходит в этот мир, на его жизненном пути. Чтобы эта дорога была для него светлой, счастливой. Чтобы каждый ребенок смог расти, развиваться, раскрывать свои способности и таланты, любить и быть любимыми. Чтобы жизнь его состоялось в глубоком смысле этого слова. И, возможно, особенно эта поддержка нужна тем детям, которые приходят в этот мир с отсталостью. Мы призваны поддержать их, поддержать их семьи...
Директор интерната для умственно отсталых детей с искренним убеждением говорил о том, что детям лучше здесь, чем в семье, «потому что здесь они имеют возможность общаться со сверстниками»... Об изоляции от родителей, о социальной изоляции, пренебрежении эмоциональными потребностями ребенка, в конце концов, о высокой смертности в раннем возрасте (большинство детей умирали в этом заведении до четырех лет!) говорил не директор - говорила журналистка.
Самое главное в этой работе - преодоление барьеров, разрушение стен. В этом как раз и заключается создание открытого общества. И речь идет обо всех барьерах - архитектурных, ограничивающих доступ людям на колясках, и о психологических, социальных, юридических и бюрократических, и других. И, конечно, архитектурные препятствия, преодолевать легче, чем достигать изменений в общественном и индивидуальном сознании, освобождении от стереотипов, предубеждений, страхов. Вероятно, открытость - это признак настоящего развития и духовного богатства общества. В этом и проявляется цивилизованность общества - что в нем на первом месте - забота о тех, кто не может полностью о себе сам позаботиться - такого общества, которое построено на гуманизме, на любви, на взаимной солидарности и социальной справедливости.
В нашем мире, в котором каждый раз побеждают ценности индивидуализма и материального обогащения, очень важно открыть ценность и красоту взаимопомощи и солидарности, красоту дружбы и взаимной поддержки. Поэтому так важна для всей общественности социальная интеграция инвалидов - потому что она не только позволит им полнее реализоваться, но и может помочь всем нашему обществу стать более человечным. Стать обществом, которое построено не по образцу пирамиды, где люди борются между собой за право оказаться на вершине, а по модели мозаики - в которой высшей ценностью является помощь друг другу в развитии, в желании раскрыть свою индивидуальность, дополнить друг друга...
Как общество, так и человечество в целом, пожалуй, мы еще так незрелые - и так же далеки от такой мозаики... В мире столько вражды и отторжения, войн, насилия. В неприятии, в нежелании понимать и ценить друг друга является, возможно, и самая большая угроза для человечества – ведь разве не отсюда происходят все войны и террористические акты? Вопрос принятия инвалидов значительно шире, это вопрос - лишь часть чего-то гораздо большего - общественного процесса принятия друг друга с нашими различиями, в нашей «непохожести», это вопрос ликвидации всех стен, которых столько построено и на земном шаре, и в человеческих сердцах...
И так уже не раз было в истории человечества, что «камень, от которого отказались строители», становился впоследствии краеугольным камнем, на котором строилось новое общество - и это становилось новым витком общественной спирали развития. Отсталые люди длительное время были и еще сейчас являются тем «отверженным камнем», как будто лишним для построения общества, отставленным на обочине. И, возможно, именно сейчас настало время осознать и открыть, что на этом «камне» мы можем выстроить действительно новое общество...
Это особенно важно для российского общества, которое находится в динамическом периоде изменений и преобразований. Существует много негативных воздействий и угроз - материализма, индивидуализма, раздора и вражды. Есть также интенсивный приток других культур, что, с одной стороны, несет много положительного, с другой - может «инфицировать» нас многими нездоровыми ценностями и социальными недугами, оторвать нас от наших глубинных, духовных корней, от своей идентификации. Собственно в этом аспекте процессы социальной интеграции инвалидов должны отражать не только «современные стандарты», а в значительно глубокой степени - нашу русскую духовность, в сердце которой глубокий гуманизм, любовь и уважение к каждому человеку. Разве не об этом вся наша духовная история и культура?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)