Важность дополнительного обучения и тренировок специалистов
Понятно, что отбор специалистов - только часть дела и, по сути, только его начало. Следующим этапом должны стать соответствующие приготовления, обучение, становление специалиста. «Стандартное» образование специалистов в основном не предусматривает их готовности к работе в семейно централизованных программах, развитию умений. Поэтому, несмотря на то, что специалисты могут признавать, что работа с семьями важна, они часто не подготовлены к такой работе. И уже задача самих учреждений, в которых функционируют семейно центрированные программы, организовывать дополнительное обучение.
Основная цель дополнительного обучения - помочь специалистам понять опыт семьи, в которой рождается ребенок, а вместе с тем суть семейно централизованных услуг модели сопровождения семьи. Важным фокусом обучения должно стать развитие партнерства с родителями и обеспечение задач сопровождения.
Понятно, что становление специалистов не происходит за две недели вступительного семинара - оно продолжается всегда. Постепенно приходит опыт. Поэтому нужно создать условия для осмысления, интеграции этого опыта, то есть специалисты также нуждаются в сопровождении. Это сопровождение могут осуществлять руководители программ, опытные специалисты с помощью установленной процедуры проверок с периодическими встречами команды с новым работником. Такое сопровождение может быть особенно актуальным для молодых специалистов, которым нужно помочь сформироваться как специалистам. Сопровождение может и должно также происходить в процессе встреч команды, дополнительных тренингов, учений.
В обучении надо делать акцент не только на рациональном понимании специалистами опыта особенного ребенка и его родителей, но на эмоциональном смысле, эмпатических ощущениях. Известное выражение о том, что «для того, чтобы понять опыт другого человека, надо прожить день в его ботинках» - «побывать в его шкуре», вызвало применение многих специальных стратегий, позволяющих получить опыт, среди которых особенно хочется отметить применение симуляций. К примеру - применение специальных повязок / очков, чтобы почувствовать ощущения слепых / слабовидящих людей, провести несколько часов в коляске или же с симуляцией нарушения слуха... Такие упражнения позволяют, хоть и ограниченно, но все же попробовать пережить опыт неполноценного человека, почувствовать его на себе - это может помочь специалистам лучше понимать и чувствовать потребности своих клиентов.
Вот, к примеру, характерные свидетельства специалистов по таким симуляциям и упражнениям:
- Я почувствовал, как неудобно общаться, когда нужно постоянно нужно задирать голову (опыт пребывания на коляске), так хочется, чтобы к тебе опустились на один уровень.
- Я почувствовала, как тяжело, когда тебя не понимают (симуляция дизартрии - нарушения речи). После нескольких попыток высказаться у меня вообще пропало желание говорить.
- Я не думал, что каждый маленький барьер, ямку так сильно чувствуешь телом (об опыте передвижения по улице на коляске), а еще когда тебя везут по лестнице - это так страшно не вылететь, а не перевернуться.
- Это совсем другое ощущение людей, мира - для тебя мир становится сотканным из звуков и того, что ты чувствуешь на ощупь (опыт симуляции слепоты).
- Чувствуешь зависимость от других, чувствуешь, что ты не можешь сам попасть, куда хочешь, что ты нуждаешься помощи. С другой стороны, когда есть человек, который заботится о тебе, который внимателен к тебе, появляется такое глубокое чувство благодарности и близости (об опыте симуляции слепоты).
Чтобы лучше понимать опыт семьи, в образовательные программы специалисты предлагают добавлять такие задачи, как провести часть дня в семье особенного ребенка, разделить с ним опыт похода в магазин, поездки в транспорте, прогулки на детскую площадку...
«Более близкими можно стать, только имея возможность увидеть жизнь семьи изнутри»
Умение преодолевать стресс, «Защититься от выгорания»
Работа в этом направлении может быть довольно стрессовой и при определенных условиях вести к эмоциональному выгоранию специалистов. Без надлежащей подготовки, сопровождения, поддержки специалист может не справиться с различными трудностями, которые возникают в рабочие моменты, и под угрозой может оказаться не только его способность должным образом выполнять профессиональные обязанности, но и его физическое и психическое здоровье. Так и в подборе специалистов, в обучении и сопровождении очень важно сосредоточить внимание именно на теме профессионального стресса и умении давать себе советы конструктивным способом. Кратко опишем самое главное.
Прежде всего, это личность специалиста, его жизненная философия, система ценностей, мотивация, с которой он приходит на работу. Именно сквозь призму своего мировоззрения специалист воспринимает те или иные трудности и придает им то или иное значение. Сильные внутренние положительные ресурсы являются одними из основных противовесов стресса и трудностей.
«Что есть то главное, что не дает вам выгореть?» - «Любовь»... И тогда кто-то еще попытался уточнить, добавить: «Любовь к Богу, к ребенку, к чужому ребенку... ». Пожалуй, именно внутренние ресурсы любви, те его внутренние неисчерпаемые источники делают человека таким, что он не подлежит выгоранию - потому что в личности специалиста очень важной чертой является способность к пониманию, а также открытость к внутреннему развитию, к интеграции опыта. Работа с детьми и их семьями, работа в команде, может вызвать различные, порой довольно сильные негативные эмоции. К примеру, столкновение с отсталостью других детей может породить сильную тревогу за здоровье своих детей, в течении своей беременности...; смерть ребенка - экзистенциальный страх собственной смерти и смерти родных; столкновения с болью, отчаянием родителей и собственной несостоятельности ответить на их мольбу вылечить ребенка - с чувством собственного отчаяния и бессилия, самоуничижением себя как специалиста. Большинство этих чувств нельзя избежать с помощью релаксации и посещения бассейна - такие эмоции требуют более глубокого внимания, определенной внутренней работы, осмысления и интеграции. В процессе такого осмысления мы часто можем начать лучше понимать себя, людей, переосмысливаем собственные ценности и подход к жизни.
К примеру, сопровождение семьи, в которой умер ребенок, может вести к более глубокому осознанию и принятию собственной смертности - и, как следствие, к выбору мудрых жизненных приоритетов, большего присутствия себя «здесь и сейчас», глубоких отношений с людьми, большей благодарности и умению ценить то, что тебе дано.
Сквозь призму такого опыта мы можем внутренне расти как личность, но, при определенных условиях, можем и наоборот - пытаться просто притупить чувство и черстветь. Крайними формами снятия стресса тогда может стать злоупотребление алкоголем, «эмоциональная черствость» и соответственно формальный и отстраненный подход к работе, непрерывный «юмор», анекдоты... Поэтому важно, чтобы специалисты умели «работать внутри себя», интегрировать, осмысливать свой опыт труда, создавать возможности для команды к осмыслению и интеграции опыта, к развитию более глубокого понимания себя, людей, жизнь, а так же личного и командного роста.
Следующим фактором защиты есть навыки психогигиены. Специалист должен уметь распознавать признаки переутомления, чувствовать, когда есть потребность в отдыхе, в запросе внешней помощи. Сюда же следует отнести и соответствующий стиль жизни, в котором есть место восстановлению энергии - у каждого он разный: для кого-то молитва, медитация, для кого занятия спортом, прогулка на природе, релаксация... Это же касается и умения специалиста как личности «держать равновесие» в жизни, в частности чувствовать, когда надо «уменьшить обороты», когда тело посылает сигналы, что оно требует внимания, восстановления сил; то же самое, когда есть потребность в эмоциональных, духовных силах...
Стоит вспомнить и о важности внешних ресурсов. Прежде всего, речь идет о роли взаимной поддержки в команде специалистов, ее значение огромно. Она возможна в команде, где есть соответствующая положительная психологическая атмосфера, положительные отношения между людьми, где есть дух взаимной поддержки... Внешним источником поддержки может быть и коллега, и непосредственный руководитель программы. Не менее важными конечно, являются и природные социальные источники поддержки - родные, друзья.
Хороший менеджмент, хорошее руководство и организация труда - также важные факторы, предотвращающие выгорание. Функция менеджмента как раз заключается в создании соответствующих условий и соответствующей атмосферы труда, способствует росту специалистов, наполнении ресурсами, радости и удовлетворением от работы. В системе менеджмента необходимо обеспечить сопровождение специалистов и команды, мониторинг эмоционального и физического состояния специалистов, выявление источников стресса и их устранения.
И, без сомнения, надлежащий отбор специалистов, их обучение - важные факторы, предотвращающие стресс. Одним из главных компонентов обучения должно быть и понимание себя, правил профессиональной безопасности (границы профессиональной роли), природы и проявлений стресса, основных навыков психической гигиены и взаимопомощи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)