Советы родителям о том, как помочь детям пережить потерю
- Важно исчерпывающим образом сообщить о смерти близкого человека, выслушать ребенка, быть открытым к общению, к ответу на вопрос ребенка.
- Разрешить и помочь ребенку выразить чувства, рассказать о своих переживаниях. Слушать ребенка. Быть с ребенком. Дать ощущение эмоциональной безопасности.
- Проверить и опровергнуть возможные негативные фантазии и мысли (например, собственной вины, смерти как наказания и т. п.).
- Важно участие детей в поминальных церемониях и ритуалах (но не принудительно!).
- Дать возможность детям разделить семейный процесс переживания потери, быть вместе в этом процессе, быть поддержкой друг другу. НЕ изолировать ребенка! Объяснить свои чувства. Быть примером.
- Помочь ребенку выразить грусть, тоску по умершему, вспоминать, беречь память - для этого можно использовать также творческие средства - например, рисунок, письмо умершему брату / сестре, разговор в воображении, книга памяти...
- Детям могут помочь также специальные сказки, истории, книги на тему смерти и переживание потери.
- Важно также сообщить одноклассникам, учителям, друзьям ребенка.
- Помнить о возможной положительной роль религии и духовной поддержки.
- в то же время нужно дать детям ощущение заботы, максимально поддержать привычный и нормальный ритм жизни, не запрещать ребенку виды деятельности, для него привычные и приятные.
- При осложненной реакции утраты - направить за психотерапевтической помощью.
Если же родители неосознанно, сдерживая боль утраты, планируют сразу зачать следующего ребенка, целесообразно рекомендовать им не делать этого, пока семья находится в процессе переживания утраты. Важно подчеркнуть, что надо завершить процесс переживания потери, чтобы «найти в сердце место» для следующего ребенка, чтобы он мог прийти в этот мир не как замена умершему, а как отдельно ценный и дорогой для родителей.
В процессе сопровождения актуальной темой может быть и тема отношений с социальной средой, важно помочь семье укрепить, а если нужно, и восстановить свои социальные отношения с теми родными и друзьями, которые действительно дороги и могут быть источником поддержки.
Важным источником поддержки для родителей могут быть и другие родители, которые пережили похожую потерю. Поэтому, если есть группы взаимопомощи для родителей, потерявших ребенка, надо предложить родителям поучаствовать в такой группе или же индивидуально встретиться с другими родителями. Принять универсальность своего опыта, поможет общечеловеческий опыт потерь и художественная, автобиографическая литература, художественные фильмы, посвященные именно этой теме. В последнее время в интернете можно найти много ресурсов про родителей, переживших потерю ребенка. Там есть много историй, также существует возможность виртуального общения с другими семьями.
Другим ценным источником поддержки для верующих семей может быть духовность – поэтому специалистам так важно поддерживать использование семьей духовности, конечно, не навязывая своих взглядов или убеждений.
Если есть признаки осложненной реакции утраты, развитие депрессии или других психиатрических расстройств, то специалистам надо направлять семью за специализированной психиатрической / психотерапевтической помощью. Специалистам важно хорошо знать признаки осложненного течения процесса переживания потери, группу и факторы риска такого осложненного течения. За семьей из группы риска сопровождение должен быть особенно внимательным, и частота контактов, соответственно, больше. Касаемо принципов психотерапевтической помощи при осложненной реакции утраты, то их суть - выявить, на какой фазе переживание потери остановился процесс, а также какие факторы привели к этому, и, соответственно, помощь родителям в том, чтобы должным образом справиться с этими задачами и «разблокировать» процесс.
Ниже приводится десять принципов помощи семьям, переживших потерю ребенка
Десять принципов помощи семье, в которой умер ребенок
1. Помочь осознать и принять реальность потери.
2. Помочь идентифицировать, выразить чувства, связанные с потерей.
3. Помочь в адаптации к жизни (реорганизации жизни) без умершего ребенка.
4. Помочь найти / предоставить смысл в потере / жизни умершего.
5. Помочь «отпустить» и найти место в памяти умершему ребенку.
6. Помочь понять «нормальность» процесса переживания утраты.
7. Помочь «подружиться со временем», научить понимать необходимость во времени.
8. Помочь понимать и принимать индивидуальность реакций, уважая индивидуальные потребности и особенности каждого члена семьи и одновременно заботясь о здоровом функционировании всей семейной системы.
9. Исследовать / модифицировать, если нужно, механизмы защиты.
10. Вовремя идентифицировать психопатологию и направить за помощью.
Специалисты могут сыграть особую роль в жизни семьи, в которой умер ребенок. Помогая родителям пережить процесс потери, а не блокируя его, поддерживая общение и взаимопонимание между супругами, заботясь о братьях и сестрах, специалисты могут внести важный вклад в то, каким будет будущее семьи. От того, как семья переживет потерю, зависит не только психическое здоровье родителей, но и судьба супругов, судьба братьев и сестер умершего ребенка, всех тех, кто есть, и тех, кто появятся...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)