Модификация материалов
Приступая к модификации материалов, учитель также должен продумать содержательное наполнение. Принимая во внимание потребности некоторых учащихся, в тексте для них стоит оставлять только самые необходимые элементы, которые касаются основного куррикулума. Так, Деппелер выделяет три типа знаний:
1. «обязательные» знания (англ. 'Must know "knowledge) - существенные знания, обладание которыми является необходимым условием для дальнейшего обучение;
2. «рекомендованные» знания (англ. 'Should know knowledge ") - важные однако не главные;
3. «необязательные» знания (англ. 'Could know' knowledge) – которые не принадлежат ни к существенным ни к важным знаниям.
Понятно, что основное внимание следует уделять формированию «обязательных»
знаний. «Рекомендуемые» и «необязательные» знания будут полезны только после освоения ключевого учебного материала; также, они могут запутать некоторых детей, завести их в тупик. В то же время, задача учителя не ограничивается уменьшением объема информации и выбором необходимых фрагментов. Он также должен следить за тем, чтобы выбранный содержание касался опыта или отвечал интересам конкретного ученика. Например, во время написания произведения ученик должен просто изложить последовательность событий (а не писать целый рассказ), опираясь на свой предыдущий опыт. А следующей задачей для этого ребенка может быть расширение собственного схематического произведения и составление на его основе целого рассказа (что скорее касается «Рекомендованного» диапазона навыков).
Кроме того, во время проведения урока важно учитывать разные стили обучения. С этой целью следует предоставлять ученикам набор материалов альтернативного формата. Сейчас многие учебные заведения стремятся совершенствовать уровень грамотности своих школьников. В этой связи рекомендуется не перенасыщать уроки задачами на основе печатного текста. Ведь некоторые ученики лучше усваивают содержание отдельных предметов, если подавать его другим способом, например путем обсуждения, просмотра видеофильма, создания моделей или через движение. Это в частности актуально для учеников, которые уже длительное время сталкиваются с трудностями в разработке печатных текстов и поэтому низкий уровень уверенности в этой сфере мешает им осваивать важные понятия. Также может возникнуть потребность в создании новых материалов как альтернативы к тексту. Такая работа требует много времени учителя, но ее результаты пойдут на пользу всем детям.
Конечно, было бы проще считать, что приведенные рекомендации по подготовке материалов касаются лишь некоторых учеников или на дифференцированном уроке такие «универсальные» материалы пригодятся тем детям, которым сложно работать с обычными. Однако это не обязательно так. Научно доказано, что в инклюзивном классе такой подход полезен даже для учеников без явно заметных особых потребностей: он способствует улучшению их показателей во многих сферах, в том числе академических (Коул, Уолдрон и Махди, 2004). Это можно объяснить тем, что в условиях использования таких широко доступных материалов новые понятия становятся более понятными даже для тех учеников, для которых учитель до сих пор не видел никакой необходимости в дифференциации. При использовании в обучении материалов, созданных с принципами универсального дизайна, выиграют все. И хотя этот пункт в основном посвящен печатным текстам, мы бы не хотели, чтобы у читателей сложилось ложное впечатление, будто анализ доступности данного аспекта учебной среды на этом исчерпан. Общедоступными должны быть все материалы. Например, как сделать документальный материал про японскую культуру более доступным для учащихся с нарушениями зрения или для детей, которые по своему стилю обучения относится к аудиалам или кинестетикам? Или рассмотрим другую ситуацию. На уроке математики класс изучает сложение и вычитание с помощью счетов. Как сделать счеты доступными для учащихся с нарушениями мелкой моторики или для детей, которым сложно даются задачи, требующие определенного уровня визуально-пространственных навыков и остроты восприятия? Поэтому, чтобы сделать учебную среду действительно доступным для каждого ребенка, необходимо внимательно изучить не только тексты, но и все другие материалы, используемые на уроке.
Ресурсы
Школа значительно выигрывает от тесного сотрудничества с обществом, причем положительное влияние такого взаимодействия не ограничивается какой-либо одной сферой.
Учитель инклюзивного класса также может воспользоваться ресурсами общины в своей деятельности. Иногда для начала сотрудничества достаточно открыть телефонный справочник или поискать в Интернете информацию о местных общественных объединениях, оказывающие поддержку лицам с различными видами инвалидности, о различных культурных группы, религиозные общины и т.д.
Все более важную роль играют организации более общего характера, причем некоторые из них считают своей целью содействие инклюзивной практике.
Нередко такие организации готовы давать рекомендации и поддержку в работе с инклюзивным классом. В зависимости от своей технической базы, они могут предложить и более осязаемые формы помощи, например предоставить в временное пользование специализированное оборудование. В некоторых случаях целесообразно обратиться к организациям, которые не имеют непосредственного отношение к образованию, но, безусловно, заинтересованы в качественной работе школы и внедрении передового педагогического опыта. Например, в ответ на запрос учебного заведения и объективно подтвержденную потребность, благотворительное общество, вроде ротари- клуба, согласится провести от имени школы кампанию по сбору средств для закупки нужных ресурсов. Такие организации преимущественно работают на волонтерских началах. Школам, пытаются создавать условия для инклюзивного образования. Также полезно изучить варианты сотрудничества с не- волонтерскими организациями.
В частности, следует упомянуть о государственных агентствах, которые занимаются вопросами людей с определенным видом инвалидности. Они часто готовы обеспечить необходимую помощь, иногда на коммерческой основе. Кроме того, предоставление услуг лицам с особыми потребностями и с определенными видами инвалидности входит в обязанности национальных или местных органов в области здравоохранения, образования, юстиции или социального обеспечения, в зависимости от вашей местности.
Очевидно, что различные органы власти обеспечивают неодинаковый уровень поддержки, однако необходимо использовать все эти потенциальные возможности и ресурсы в полной мере при условии, что тот или иной вид поддержки является необходимым и полезным. Такая дополнительная поддержка может поступать в форме советов, координации программы услуг иногда - в виде прямой передачи материальных ресурсов школе.
Что касается использования технологий, то предложить какие-либо конкретные рекомендации по этому поводу сейчас достаточно сложно. Учитывая стремительные изменения и развитие отрасли, вполне вероятно, что до выхода книги (или даже блога!)
о преимуществах тех или иных устройств, эти технические средства уступят место другим новинкам или даже успеют устареть. Заметим только, что внедрение компьютерных технологий для поддержки всех учащихся на сегодняшний день стало обычным явлением, по крайней мере в западных школах.
Кроме того, был создан целый ряд специальных технических средств, главным образом для поддержки учащихся с инвалидностью, также могут оказаться полезными в обучении всех детей. Благодаря технологиям все дети могут общаться, достигать своих академических целей и даже находить новых друзей в онлайновой среде. Иногда их обозначают термином «вспомогательные технические средства », поскольку их главное назначение - помогать ученикам выполнять другие задачи. В то же время, стоят они достаточно дорого, а потому учителя и школы должны очень взвешенно подходить к приобретение любого оборудования, призванного способствовать учебной деятельности. Необходимо убедиться в том, что запланированные для покупки технические средства действительно нужны для решения определенной задачи в работе с ребенком. Во-вторых (и это очевидно), следует, чтобы ученики умели с пользой применять то или иное устройство. В нашей практике были случаи, когда школы подвергались на рекламные предложения с описанием замечательных характеристик определенного технического средства, а оказывалось, что дети, для которых он был назначен, не могли с ним работать
Оценивая потребность в закупке того или иного вспомогательного устройства, сначала стоит убедиться в том, что новое оборудование или компьютерная приложение не будет дублировать функций уже имеющихся ресурсов. Например, хотя программа Microsoft Word далека от образца универсальной доступности, однако этот текстовый редактор очень распространенный и содержит ряд полезных характеристик. Одной из них является функция «Автореферат», которая помогает уменьшать большие части текста к коротким и более значимым фрагментам. Другая функция программы - чтение документов вслух с высокой степенью точности. Подобные характеристики помогают учителям и ученикам существенно сэкономить время и усилия без дополнительных финансовых затрат. Кроме того, было бы неправильно считать, что адаптивные устройства адресованы исключительно тем ученикам, которые сталкиваются с трудностями. Ведь общий смысл адаптивных технологий заключается в том, что ими могут пользоваться все дети и все только выигрывает от этого. Также, они имеют широкую сферу применение как в школе, так и за ее пределами, а к потенциальным пользователям принадлежат учителя и ученики. В частности, некоторые части этой книги были написаны с помощью программы голосового ввода текста. Ее разработали для людей, которым обычная клавиатура недоступна. Однако в нашем случае применение этой программы объяснялось не необходимостью, а удобством и личными предпочтениями.
Технологии быстро меняются, и мы являемся свидетелями их стремительного развития.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)