Характеристики процесса переживания потери
1. Характеристика отношений с умершим ребенком (степень близости; симбиотические, конфликтные отношения и др.).
2. Способ смерти - степень «трагичности» (внезапность, драматичность, множественные потери, скоропостижная смерть и др.).
3. Предыстория (предыдущие потери у родителей, в частности, предыдущие стрессы, психические расстройства, проблемы со злоупотреблением алкоголя).
4. Личностные характеристики (личностная зрелость, пол, возраст, стиль преодоления трудностей, внутренние ресурсы, ценности и др.).
5. Характеристики семьи (прочность супружеских отношений, качество коммуникации, распределение ролей, наличие других детей и др.).
6. Социальные факторы (наличие поддержки, культурные традиции, социальное окружение и социальные роли личности, переживающей потерю).
8. Сопутствующие стрессы / жизненные изменения во время переживания потери.
Надо особо отметить роль такого фактора, как отношения с социальным окружением. Поддержка родных, друзей очень важный фактор помощи семье в переживании потери. Но иногда бывает наоборот: реакции других неприятны для семьи и побуждают ее скорее к изоляции. Потеря может объединить семью и его родных, друзей, а может привести и к потере семьей своего социального круга поддержки. Поддерживать семью, в которой умер ребенок - нелегкая психологическая задача. Она может привести к сильным чувствам страха, беспомощности, тревоги, бессилия. Именно эти чувства иногда могут вызывать реакции социальной среды, вроде: избегание темы потери, не вспоминать ребенка («чтобы не вызывать боли», «надо забыть, оставить в прошлом») избежание семьи (встречи дискомфортные, существует ощущение бессилия как то успокоить родителей, чувство вины, что у тебя все хорошо) подталкивание семьи к тому, чтобы не переживать потерю, подавить это чувство и просто счастливо жить дальше («нечего грустить, этим ребенка не вернешь, надо жить дальше!»); псевдо утешения, минимизация / отрицание потери - попытка предоставить смерть как нечто положительное и таким образом возразить поводу для грусти ("нечего плакать, надо радоваться, ведь теперь он на небе счастлив», «это к лучшему, теперь он уже не страдает», «этот же ребенок был инвалид, и вы столько с ним мучились - теперь будет всем легче» или « таким детям ничего в жизни не светит - им лучше не жить»); советы заменить умершего ребенка другими делами (напр. "вы еще молоды, родите себе второго ребенка», «усыновите», «у тебя есть работа, где ты всем очень нужен») и др.
При смерти ребенка в нелегкой ситуации оказываются также его братья / сестры - они также переживают потерю и нуждаются в поддержке родных. Впрочем, частая стратегия взрослых - «чтобы предохранить детей от негативных эмоций» - скрыть от них смерть или «избегать общаться о больную тему». Взрослые могут не осознавать, насколько дети нуждаются в разъяснениях, разговорах на тему смерти. Часто родители ничего не объясняют или их объяснение очень размыты, и дети могут их неправильно истолковать. Часто собственные эмоциональные переживания родителей могут затруднять их родительскую роль по отношению к другим детям, порождая в последних ощущение потери родительской любви.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)