Групповые формы поддержки для братьев и сестер
Они дают детям возможность встретиться с другими детьми, которые переживают похожую жизненную ситуацию и могут иметь схожие трудности и радости. Такие группы, как правило, ведет специалист психолог или социальный работник. Методология этих групп хорошо проработана и есть, по крайней мере, несколько подробных руководств по организации и проведению таких групп для детей разного возраста, начиная с дошкольного. Роль таких групп в поддержке братьев / сестер особенно важна:
«Группы поддержки для здоровых братьев / сестер дают возможность встретиться с другими детьми, имеющими подобный опыт, чувства, тревоги, вопросы. Такие группы могут уменьшить ощущение изоляции и одиночества, они могут обеспечить потребность детей в информации, помочь им лучше понять особые потребности брата / сестры, разъяснить то, что вызывает сомнения или не до конца понятно - и о чем дети могут бояться спросить родителей не желая огорчать или тревожить их. Другим положительным моментом групп для здоровых братьев / сестер является то, что сам факт такой группы подчеркивает право и потребность этих детей особого внимания, понимания и поддержки. В философии этих групп заложено признание важности потребностей здоровых братьев / сестер и их особая роль и вклад в жизнь семьи»
Такие группы ориентированы на достижение ряда целей. Прежде всего, это построение отношений взаимной поддержки между детьми, умение дать им почувствовать, что они не одни в своих трудностях, помочь открыть ценность и значение общения и взаимопомощи. Поэтому многие моменты групповой деятельности направлены на глубокое знакомство, построение отношений и тому подобное - это типичные техники, используемые в детские групповой психотерапии. Следующей целью является образование детей, помощь в понимании ограничений и опыта их инвалида брата или сестры - это цель реализуется посредством мини лекций, показа видеофильмов, а также различные симуляции и упражнения (например, ездить на коляске или ходить с завязанными глазами) с последующим обсуждением. Другой целью является обсуждение опыта детей, связанных с неполноценностью брата / сестры, высказывания и понимания собственных чувств, а также обсуждение сложных / проблемных ситуаций, совместный поиск возможных решений. Здесь исследователи предлагают большой арсенал возможных техник
К примеру: «Дорогие друзья, посоветуйте мне, что делать, мои родители ничего не говорят мне о болезни моего брата, а я вижу, что с ним что-то не так. Ему четыре года, а он не ходит
и не говорит, а мне говорят, что он скоро пойдет. Я вижу, как мама часто плачет, но не знаю, почему, как мне помочь ей. Когда я спрашиваю, он говорит, что все хорошо. Мне порой очень одиноко и грустно, но я скрываю это от них, потому что не хочу, чтобы они переживали еще и меня».
Дети обычно с большим рвением отвечают на такие письма, они часто говорят и о том, что им знакомы похожие чувства, о собственных действиях в таких случаях. Группа тогда может вместе продискутировать преимущества и недостатки каждого способа действий, попробовать сыграть, если нужно, в ролевые игры и тому подобное. Важным в ведении группы является помощь детям в свободе самовыражения, в принятии и понимании собственных чувств - в частности негативных, из-за которых дети часто могут чувствовать вину. Важна также поддержка развития положительной самооценки у детей. Ниже перечислены темы, которые можно прорабатывать на встречах:
- причины инвалидности, передается ли она по наследству, есть ли риск, что у меня тоже может развиться похожая болезнь, или же у моих детей во взрослом возрасте? Что означает неполноценность? Как понимать ее проявления?
- будущее, прогноз инвалидности: что будет с моим инвалидом братом или сестрой, что далее его ждет? Как он себя чувствует? Почему так себя ведет, развивается? В какой помощи нуждается? Как я могу помочь ему / ей? Чего от меня ждут родители? Или я буду заботиться о нем и во взрослом возрасте?
- родители: как они себя чувствуют, как им, почему они грустные? Как изменится их жизнь? Как я могу им помочь, поддержать?
- говорить ли мне друзьям о брате / сестре? Приглашать их домой? Брать брата / сестру с собой гулять?
- окружение: как реагировать на взгляды / комментарии других детей, взрослых по поводу моего брата / сестры? Что делать, когда с него или над ней смеются?
- мои чувства: почему во мне время столько разных чувств - и любовь, и злость, зависть, страх? Значит ли это, что я плохой, если я завидую, злюсь? С кем я могу поговорить о своих чувствах?
Группы обычно могут проводиться как цикл - восемь встреч раз в неделю в течение двух месяцев, или же имея характер «интенсивный» - например, два дня подряд (пятница суббота) по 3 часа. Проводятся группы для братьев / сестер также во время летних семейных лагерей - ежедневно в течение смены. В начале работы таких групп нужно провести отдельную встречу для родителей, на которой объяснить важность понимания потребностей братьев / сестер, важность поддержки и помощи им, основные стратегии для родителей. Именно родители призваны быть основным источником поддержки и воспитания для своих детей, от них больше зависит их психологическое развитие:
«Здоровые братья и сестры лучше справляются психологически, когда их родители могут свободно и честно общаться с ними, выражать чувства, откровенно обсуждать тему инвалидности, когда они чрезмерно не перегружают их домашними обязанностями и опекой инвалидам братом или сестрой, тогда семье удается творить положительную психологическую атмосферу, крепкие супружеские и вообще семейные отношения. Несмотря на то, что это, конечно, не может полностью устранить из жизни семьи грусти, связанной с неполноценностью или болезнью ребенка, но похоже, это позволяет братьям и сестрам развить одни из самых красивых человеческих качеств и личностных характеристик»
erun:yes'> Программа уникальная, и она должна быть интегрирована в каждую модель услуг семьям детей с неполноценностью и особыми потребностями. Впрочем, взаимная поддержка между семьями не рождается спонтанно - недостаточно только собрать родителей вместе в одной комнате, иногда общение между родителями может вести к совершенно иным последствиям, негативному влиянию друг на друга, конфликтам и тому подобное. Поэтому программа «Родители для родителей» требует хорошей организации - хороших лидеров, поддержки и партнерства со стороны специалистов, эффективного менеджмента.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)