Групповые формы работы специалистов с родителями
Кроме типовых форм деятельности программы «Родители для родителей», где сами родители являются основными организаторами и лидерами, распространены и такие формы работы, где групповую работу ведут специалисты -
это могут быть и группы для родителей, и лекции, семинары, тренинги и т. д. Эта форма широко распространена и ее организационным преимуществом является то, что она возможна к реализации в условиях, когда в среде родителей еще нет сформированных лидеров, которые могли бы самостоятельно вести программу. Другим преимуществом является также и то, что специалисты могут применить свои профессиональные знания, чтобы достичь более глубоких терапевтических эффектов и работы со сложными темами - это своеобразная группа сопровождение семей, в которой используются элементы психотерапии. Такая работа с родителями может иметь более информативный (например, образовательные лекции), учебный (например, тренинг по поведенческому руководству) или же консультативный характер (сопровождение семей, помощь в эмоциональной адаптации и т. п.). Опыт показывает, что оптимальным является также использование в каждой из форм групповой работы с родителями элементов программы «Родители для родителей», даже если группу ведут только специалисты. Это реализуется, прежде всего, в поощрении взаимной поддержке, подчеркивании ее важности, создании возможности для общения, построения отношений между членами группы... Можно ввести еще одну эффективную возможность интегрировать компонент «Родители для родителей» - вести группы, семинары командой, состоящей частично из специалистов, частично из опытных родителей. Представительство первых и вторых, прежде всего, дает возможность полноценно использовать возможности каждой из групп, она демонстрирует также родителям образец равноправного партнерства родители-специалисты, в котором они плодотворно сотрудничают без доминирования и превосходства, а в равенстве, взаимоуважении и взаимной пополняемости.
Привлечение специалистов к проведению родительских групп очень важно. Часто в начале, когда собрать группу родителей и дать возможность им «делиться опытом» сложно, это может перейти в коллективный всплеск агрессии на врачей или советами друг другу «куда еще поехать», что может быть поддержкой друг другу нереальных надежд на исцеление, чем обмен опытом. Группа родителей, предоставленная сама себе, может быть не столько группой взаимопомощи, как группой выливание друг на друга негативных эмоций, и это будет иметь не терапевтический, а противоположный эффект. Поэтому присутствие специалиста, обладающего умением вести группу, понимать и должным направлять групповые процессы, может помочь «удержать» поток негативных эмоций, чтобы они не «захлестнули» группу, а безопасно высвободились и дали простор для положительных эмоций.
Особенно ценится две формы труда, как выездные семинары для родителей и летние лагеря для семей.
Выездные семинары для родителей. Эта форма работы очень эффективна. Родители (преимущественно кто-то один, но иногда устраиваем семинары для супружеских пар) имеют возможность три дня побыть вне семьи на базе отдыха. Это своеобразная пауза, возможность выйти из привычной жизненной ситуации и задуматься над собой. В семинарах принимают участие до 20 человек участников плюс пятеро организаторов - это позволяет развиваться достаточно глубокой и интенсивной групповой динамике. Большое внимание сосредотачивается на создании соответствующей психологической атмосферы в группе, открытости, взаимного принятия, доверия. В программе - группы деления, в которых есть возможность рассказать свою жизненную историю и послушать других, работа в большой группе на разные темы - опыт семьи, ее маршрут, дорога, вечер при свечах со светлыми воспоминаниями - рассказом о светлых, добрых мгновениях жизни; пример одной семьи, отдых, игры, танцы, карнавал, вечер творчества, написанные хартии семинара и тому подобное. Важен также просто отдых, время побыть в одиночестве, прогулки, вечер у костра. Программу ведут специалисты вместе с опытными родителями, программа должна быть тщательно продумана и проработана, она задумана как трехдневная дорога, по которой родителям предлагают пройти, чтобы глубже осмыслить и интегрировать собственный опыт, а также открыть «второе дыхание» - энергию жизни, любви, творчества. Такие семинары дают участникам особенный жизненный опыт, они создают атмосферу, в которой родители могут высвободиться эмоционально, найти радость, открыться отношениям и увидеть в новой перспективе свой жизненный путь. Родители отмечают в своих отзывах особое место таких семинаров, как действительно помогающих радикально изменить свою жизнь, свои отношения с ребенком, то, как родители идут своей жизненной дорогой.
Вот как одна из участниц семинара, мама девочки с синдромом Дауна заключает свой опыт в письме, что она написала, вернувшись домой:
«Три года я жила за пыльным стеклом, причем слой пыли был такой толстый, что я хоть и знала, что за окном весна, но я не могла ее видеть; я знала, что идет снег, но он был серый, не праздничный. А теперь я словно вышла из этой коробки на волю, и все краски вливаются в меня, и все звуки, и душа снова дрожит, вибрирует, замирает от радости...
Скажите, как так произошло? Мы вроде пропустили сквозь себя всю боль, грусть, но потом пришло ощущение силы, желание жить и радоваться. Я думала, моя жизнь уже будет теперь всегда такой серой. Но нет! Ко мне вернулась, точнее, снова возвращается радость жизни. Я всех люблю! И всем прощаю, и тем, кто нанес мне боль тоже. И прошу прощения. Я хочу жить".
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)